Ее продукция была основой существования его довольно длительное время, способствовала развитию, созданию и совершенствованию орудий и способов добычи животных.
Имея примитивные орудия, люди были вынуждены охотиться на крупных и опасных животных коллективно – группой, племенем, а в последующие столетия «добытчики» из простого люда объединялись в артели. Их промысел нуждался в соответствующей организации. Лучшей ее формой в России была община. Все что создавалось артельным трудом, почти без остатка потреблялось общиной. Артельно обрабатывали землю, ловили рыбу и охотились. Например, только в Краснокошайских мордовских лесах насчитывалось 190 охотничьих артелей.
Можно сделать вывод, что охотничьи общества того времени имели хорошую организационную базу и родились не на пустом месте. В июне 1872 г. в России появилось охотничье общество с престижным названием «Императорское». Проще говоря, общество, находящееся под покровительством государства. В указе по этому случаю говорилось: «...об утверждении Устава Общества размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты, его Императорское Величество во второй день Июня сего года, Высочайше соизволил наименовать Общество Императорским, разрешить Министерству Внутренних Дел утвердить Устав этого общества, с тем, чтобы оно состояло в ведении Министерства Внутренних Дел».
Общество, как следовало из его устава, создавалось с целью товарищеского общения охотников и решения задач по содействию улучшения охотничьего хозяйства, организации охоты, соревнований в стрельбе, а также улучшения пород и полевых качеств охотничьих собак. Филиалы Императорского Общества организовывались в губернских и уездных городах. Общества решали вопросы приобретения или аренды охотничьих угодий, охраны зверей и птиц, воспитания охотников и сохранения охотничьих традиций, создавали питомники охотничьих собак, строили стрельбища и проводили садочные стрельбы.
Отмена крепостного права поставила в повестку дня вопросы улучшения лесопользования и охоты. Правительство откликнулось на них «Лесоохранительным» (1888 г.) и «Охотничьим» (1892 г.) законами. «Закон об охоте» был несовершенен, но его роль в деле становления культуры охоты в стране была довольно существенной. Область действия «Охотничьего закона» не распространялась на Урал, Сибирь и Дальний Восток, а также на Туркестан, большинство глухих уездов Заволжских губерний и Европейского Севера. Исключались из сферы действия этого закона также Великое Княжество Финляндское, Прибалтийские губернии и Царство Польское, так как они уже имели собственные охотничьи законы. В сфере действия этого закона оставались только центральные губернии Европейской части, Малороссия и Белоруссия. Но следует иметь в виду, что на этих территориях проживало около 80% населения России. Таким образом, закон охватывал как раз самые нуждающиеся в охотничьем законодательстве территории. Вопросы о надзоре за соблюдением охотничьего законодательства и наказании за нарушения возлагались на полицию.
Все это позволило создать прочную правовую базу в охоте и ведении охотничьего хозяйства. Требования закона, опираясь на хорошо продуманное правовое обеспечение, начали постепенно приучать охотников и население страны в целом к необходимости его выполнения. Начал меняться менталитет охотников и формироваться общественное мнение, что нарушать закон плохо не только потому, что грозят большие штрафные санкции, но еще и потому, что соблюдать закон становилось естественной потребностью правильного охотника.
Теперь общества в своей работе опирались на законодательную базу и исторически сложившиеся охотничьи традиции. Все это вместе взятое способствовало укреплению их авторитета и процветанию. Члены общества с высокой ответственностью относились к общественной работе. Работа в них мало чем отличалась от службы в государственных учреждениях. В те далекие годы о долге, коллективизме, благе народа говорили меньше, но делали значительно больше, чем сегодня. В общественной работе не гнушались принимать участие и государственные деятели. В охотничьих обществах состояли даже члены Императорского дома Романовых. Бездеятельность в общественной жизни расценивалась как серьезное упущение на государственной работе. Все это повышало статус охотничьих обществ, вело к сохранению и приумножению охотничьих традиций.
Революционные вихри 1917 г., последовавшая за ними гражданская война нанесли значительный урон обществам охотников. Но и революционная власть понимала, что охота может способствовать преодолению экономического хаоса в стране и оживлению общественной жизни. Ей потребовалось всего 2–3 года, чтобы вооружить охотничье хозяйство Советской России необходимыми законами, определившими порядок и право на охоту. Декреты за подписью В.И. Ленина были обнародованы 29.05.1919 и 20.07.1920 гг. Они базировались на основе «Закона 1892 г. с дополнениями, принятыми в 1895 г.
Революционный ураган вымел из рядов обществ охотников наиболее активных членов. Но оставшиеся в живых их последователи уже в 1917 г. (!) организовали «Союз охотников Петрограда». Несмотря на войны и революцию общества охотников продолжали возрождаться. В марте 1919 г. союз был преобразован во «Всероссийский союз», а в 1924 г. создается «Всероссийский союз кооперативных промыслово-охотничьих организаций» («Всекоохотсоюз»). В 1934 г. «Всекоохотсоюз» был ликвидирован, а многие ведущие организаторы и специалисты охотничьего дела репрессированы, имущество союза почти полностью было передано Военно-охотничьему обществу (ВОО). Так что любительская охота еще долгое время развивалась на основе добровольного объединения охотников под присмотром партийно-советского аппарата. Грянувшая Великая Отечественная война 1941–45 гг. расколола мирную жизнь надвое – до и после. Многие охотники ушли на фронт и достойно били захватчиков. Из рядов охотников вышли легендарные разведчики и снайперы.
После окончания войны охотники активно включились в восстановление народного хозяйства: добывали мясо копытных животных и пополняли казну «мягким» золотом, одновременно с этим восстанавливалась деятельность и обществ охотников. В 1958 г. был создан «Росохотсоюз», в последующем он стал называться привычным именем «Росохотрыболовсоюз», 50-летний юбилей которого будем отмечать в этом году. В общественных объединениях охотников работали секции и кружки юных охотников и рыболовов, стендовых стрелков и охраны природы.
Проступки охотников рассматривались на дисциплинарных комиссиях. Работали комиссии по приему новых членов.
Большое внимание в обществах уделялось внутриколлективной работе: организация выездов в хозяйства на биотехнические работы, охрана угодий, проведение внутриколлективных соревнований по стендовой стрельбе и рыбной ловле, выезды на коллективные охоты. В коллективах организовывалось социалистическое соревнование, и вся проводимая работа отражалась в стенной печати. Все это положительно сказывалось на укреплении товарищества, воспитании этики и сохранении охотничьих традиций.
С душевным трепетом вспоминаю, как в 80-х годах прошлого столетия, проходя службу в Киевском училище связи им. М.И. Калинина, мы много и с удовольствием занимались внутриколлективной работой. Все наши начинания поддерживались начальником училища Героем Советского Союза Михаилом Корнеевичем Пилипенко. Коллектив располагал просторной и удобной комнатой охотника. Командование училища всегда выделяло автотранспорт для выездов на охоту и рыбалку. Работа коллектива благотворно влияла на дисциплину и учебу курсантов, многие из них на последнем курсе принимались в члены ВОО.
Как-то на отчетно-выборном собрании кто-то из охотников раскритиковал организацию и проведение коллективных охот, назвав их очередной поездкой на мясозаготовку. Поступило предложение сочинить гимн охоте и написать к нему музыку, разработать ритуал начала охоты и ее окончания при проведении коллективных охот. Была создана комиссия по исполнению решения собрания. Слова взялись сочинить курсанты выпускного курса, а музыку написать музыкант оркестра училища В. Артари-Коломбо. Ритуал проведения охот поручили расписать офицерам, проходившим службу в Группах войск в Германии, Польше, Чехословакии, где они не раз принимали участие в совместных охотах с охотниками этих стран.
По завершении работы мы собирались и разучивали слова и музыку гимна, знакомились с ритуалом проведения охоты. Всем было интересно, и первый же выезд на копытных провели в соответствии с разработанным ритуалом. На построении Артари-Коломбо в рог выдувал гимн охоте, а мы его пели. Нам настолько понравилось исполнять гимн, чествовать короля охоты и заканчивать ее торжественным застольем, что такой ритуал вошел в привычку.
В коллективе возросли организованность, дисциплина и дружба. У нас созрело решение предложить совету ВОО провести конкурс среди коллективов на разработку гимна охоте и ритуала ее проведения.
Но парад суверенитетов все обрушил. Многие уволились и разъехались по городам и весям нашего бывшего государства. Ельцинско-гайдаровские реформы ввергли страну в экономический хаос. Он своим черным крылом накрыл любительскую охоту и охотничье хозяйство России. Продажа земли, аренда и захват охотничьих угодий общественных организаций «новыми русскими» свели на нет воспитательную работу среди охотников. В результате былые охотничьи традиции в немалой степени утрачены, а сохранившиеся уродливо деформированы.
Узкий практицизм, стремление любым способом заработать стали главным изъяном в стиле работы руководителей охотничьих общественных объединений. Воспитанием правильного охотника перестали заниматься. А отдельные, даже очень актуальные выступления ученых, специалистов и небезразличных охотников в прессе не достигают цели и положения дел в борьбе с браконьерством и воспитании охотников не решают. Чиновники от охоты всех уровней не хотят считаться с простой истиной: все начинается с человека и заканчивается им, в основе любого дела лежат духовность, нравственность и культура человека.
В заботах об охоте и охотничьем хозяйстве почему-то интересы простого охотника ими выносятся за скобки, и он рассматривается лишь как источник получения доходов.
К сожалению, деньги стали между людьми.
А речь должна идти, как сказал Президент В. Путин, «...о формировании современной социальной среды вокруг человека, работающей на улучшение его здоровья, образования, жилья, условий труда, повышение доходов, в конечном счете, – на развитие российского народа, не просто на его сбережение, а на развитие...» Я бы к этому еще добавил – и на воспитание настоящего охотника, ценителя и защитника родной природы, способного восхищаться ее красотами, подняться на свершение добрых дел во благо Отечества, помнящего о примере старших поколений. Не будет у людей любви к природе, отчему дому, правильного понимания охоты – никакие законы, постановления, инструкции и драконовские меры наказания не обеспечат желаемого результата.
Хотелось бы, чтобы руководители охотничьих обществ прониклись пониманием того, что носителями охотничьей этики, хранителями традиций выступают только рядовые охотники и их общества. Депутатам Госдумы и государственным чиновникам заниматься этими проблемами недосуг. Они не в состоянии снизойти до участия в общественной жизни обществ охотников, если у них до сих пор не дошли руки и не хватило мужества принять так необходимый стране закон «Об охоте и охотничьем хозяйстве». И все-таки верится, что мы возродим былую славу русской охоты, вернем присущую ей облагораживающую роль, ее уникальную способность воздействовать на душевные струны и тем самым сохраним и славные традиции наших предков.