С старым Мазаем я бил дупелей»
Н.А. Некрасов
Любителям легавых собак хорошо известен дупель, и ясно, что означает найти дупелиный ток.
Дупель – это волшебная птица. Гнездится он всегда в одних и тех же угодьях, каждую весну снова и снова возвращаясь в родные пенаты, чтобы вывести потомство. Так продолжается десятилетиями.
А дупелиный ток – это место поединков самцов, где они хвастаются перед своими дамами силой и ловкостью.
Между прочим, в Голландии провели эксперимент. Ранней весной, перед приходом дупеля, ток застелили яркой пленкой, предполагая, что это отпугнет птиц от своих мест. На удивление, дупеля все равно вернулись на ток и, обсидевшись на необычном ринге, начали азартно токовать! Вот что такое зов предков!
Наши великие писатели И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, И.А. Бунин, Л.Н. Толстой относились с уважением к угодьям, где гнездился дупель.
Мельник, давний друг С.А. Есенина, описанный им в поэме «Анна Снегина», для барышни стрелял прекраснейших дупелей!
Истинные гурманы любили заказывать блюда из дупелей, которые можно было отведать только в дворянских или купеческих клубах.
Дупель – лучшая птица для натаски легавой. Он после того, как его отыщет собака, перелетает недалеко. Летит прямолинейно, спокойно, даже гордо! Сидит на одном месте, не бегая*, что очень хорошо для проверки чутья – самого главного элемента в работе легавой собаки.
Ну да ладно, я не буду открывать Америку, все культурные охотники, имеющие собак по перу, прекрасно это знают.
Если легашатник нашел дупелиный ток – это счастье! Значит, будет, где натаскать своего любимого питомца.
Так было и в 90-м году прошлого века. Я вместе с друзьями Владимиром и Сергеем приехал в пойму реки Угра, под деревушку Сабельниково, в то время уже заброшенную. В течение часа мы подняли с десяток дупелишек, которых с избытком хватило для работы с собаками. У нас тогда в натаске были пойнтер, курцхаар и английский сеттер.
Примерно недели за три мы прилично натаскали своих легашей по дупелю. В дальнейшем они стали прекрасными помощниками на охотах.
Хочу пояснить: натаска – это школа для легавой собаки, где ее учат, как правильно искать дичь в естественных условиях. Ни одна птица при этом не погибает! Натаска – это и тяжелый спорт, и великое искусство. Правильно натаскав собаку, получаешь огромное эстетическое наслаждение на охоте! Охоту с легавой по дупелю, по мнению знатоков, можно сравнить с лучшим балетом Большого театра, где солирует великая балерина!
Но на следующий год около угодий стал расти дачный кооператив. Место для строительства – архинеподходящее. Почва дрянь – песок да гора. Воды в маленьком озерце, которое питало луга живительной влагой, – совсем мало. А дупель очень любит «потные» места и мочажинки на изумрудно-зеленых лугах. Это его стихия.
Куда я только не обращался, кому только не кланялся, объясняя эту неграмотность. Все как один с интересом и вниманием выслушивали мои рассказы об уникальных дупелиных местах, но ничем помочь не смогли или не захотели. Это на их совести.
Сейчас все эти дачи заброшены, ничего не растет, воду из озерца вычерпали в битве за урожай. Только покосившиеся заборы да полуразвалившиеся домики напоминают о былых радостях.
Но фактор беспокойства и нехватка влаги сделали свое «черное» дело. Царская птица откочевала, бросив излюбленные и насиженные места.
По старой доброй традиции собачники продолжали ездить в Залидово (так называется этот уголок нашей области). Там все еще встречается перепел, коростель, изредка куропатка. Поставить и познакомить молодую собачку с птицей можно, но это не высший пилотаж.
Известно, что беда не приходит одна. В этом году собаководам запретили посещать Залидовские луга. Оказывается, они разоряют и уничтожают гнездовья редких птиц! Вопиющая безграмотность!
Спрашивается, неужели всем наплевать на кровное собаководство в Калужской области? А ведь следовало бы помнить, что наша область гремела по всей России своими высококлассными собаками, которые занимали и, несмотря ни на что, продолжают занимать на выставках и полевых испытаниях призовые места.
Кстати, в блокадном Ленинграде чистокровным собакам, которые имели родословные документы, выдавали пайки, стараясь сохранить генофонд! Это надо бы знать и помнить!
За последние полтора десятка лет поголовье легавых, да и вообще охотничьих собак, в области сократилось. Охотиться негде, угодья скупили толстосумы, да еще и на проводку не пойди – запрещено! Испытания проводить негде – нечего заниматься этим «баловством»! Стали, оказывается, не нужны охотничьи собаки и культурные охотники. А между прочим, когда в День города на Карнавальное шествие вышла колонна охотников с собаками, все зрители аплодировали от восторга, спеша сфотографировать четвероногих красавцев. Восхищению не было предела!
Уважаемые руководители области и города, от вас во многом зависят судьбы людей и собак. Недопустимо одной рукой развивать туристический бизнес, а другой – уничтожать заповедные омуты с рыбой, дупелиные и глухариные тока, превращая их в кучи мусора и никому не нужные стройки.
Давайте будем думать не только о том, как выгоднее и подороже продать остатки охотничьих угодий, которые, между прочим, принадлежат всем людям, а подумаем и о душе! Ведь только настоящий человек умеет любить и ценить свой край, природу и братьев наших меньших!
От редакции.
* Увы, но дупель в местах массовой натаски собак, по крайней мере, последние лет тридцать бегает под легавой. Во всяком случае, эксперты и владельцы собак постоянно отмечают такое поведение птицы в Подмосковье. Хотя прежние классики отличали поведение дупеля от прочей болотно-луговой дичи именно тем, что он не бежит.