В газете «Московский комсомолец» от 18 января 2008 г. поднята проблема, которая не может не оказать существенного влияния на организацию российского охотничьего промысла и торговлю пушниной. В заметке Марины Озеровой «Русские капканы станут гуманными» сообщается, что правительство внесло в Государственную думу на ратификацию заключенное в 1998 г. с Евросоюзом и Канадой соглашение о международных стандартах на гуманный отлов диких животных.
Влияние движений общественности Запада за гуманное отношение к диким животным оказалось настолько значительным, что ни дальнейшие задержки ратификации, ни какие бы то ни было отговорки и видимость положительного отношения к данной проблеме не смогут дальше затягивать ратификацию соглашения. Что означает для России его ратификация? Это прежде всего поддержание идей гуманного отношения к диким животным, что в принципе нельзя не приветствовать. Но если это произойдет, российские власти вынуждены будут по-настоящему запретить охотникам-промысловикам использование для добычи диких зверей способы добычи, сложившиеся в течение многих лет. Несколько сот тысяч охотников-промысловиков вынуждены будут отказаться от промысла ценных видов зверей или скорее всего, станут добывать их способами, признанными незаконными, т.е. станут браконьерами. В результате будет снижена добыча зверей, снизятся доходы охотников, скупщиков пушнины, экспортеров. Широкое распространение получит торговля незаконно добытой пушниной. И бороться с этим будет очень сложно.
К сожалению, общественность совершенно не информирована о намерениях правительства по данным вопросам. За девять лет со времени подписания соглашения с Европейским союзом и Канадой в отношении внедрения гуманных методов добычи диких зверей сделано не много. Правда, в российский закон «Об охране животного мира» включен запрет на применение ногозахватывающих капканов, но в то же время регионам предоставлено право отменять его, и они, как отмечает М. Озерова, этим правом пользуются. Да и вообще, принятые в законе очень важные для ведения охотничьего хозяйства положения фактически не доведены до сведения широких слоев охотничьей общественности, не проанализировано их значение и не выявлена эффективность. Крайне слабо или, точнее, совсем не отражены в технической литературе и массовых изданиях новшества в законодательстве. Так, в книге В.В. Леонова «Охота (полезные сведения и советы)» 2005 г. издания рекомендуются запрещенные законом способы добычи зверей. Даже в самых современных изданиях основные положения закона «Об охране животного мира» почти не упоминаются.
Органы власти, осуществляющие контроль за соблюдением правил охоты, не считают нужным доводить до сведения общественности случаи привлечения охотников к ответственности за применение незаконных способов добычи (отлова) диких животных.
Любой закон только тогда может быть эффективным, когда он отвечает интересам широких слоев общественности, и если будет строго контролироваться его исполнение. Пока этого нельзя в полной мере сказать о принимаемых законах. Установив запрет на применение негуманных способов добычи диких зверей, государству следовало бы побеспокоиться о замене их новыми «гуманными» способами. Для этого следовало бы организовать конкурсы на новые способы и орудия добычи, поручить соответствующим организациям их испытания, выявить лучшие, наиболее эффективные способы, организовать их производство и внедрение. Насколько мне известно, пока в этом отношении конкретно делается очень мало. Требуются уточнения и способы выявления незаконно добытой пушнины. Раньше существовал достаточно четкий контроль за реализацией и обращением незаконно добытых шкурок пушных зверей.
Соответствующие органы периодически проверяли документацию пушно-меховых баз и фиксировали случаи приемки нестандартной (добытой в запрещенное время) пушнины. По выявленным фактам составлялся соответствующий акт с указанием сумм штрафов, налагаемых на базу, которые в бесспорном порядке списывались банком со счета базы. Не ясно, как будут в настоящее время выявляться случаи добычи зверей ногозахватывающими капканами и другими незаконными способами. При отсутствии конкретных способов выявления случаев применения незаконных способов добычи пушных зверей при реализации их шкурок норма закона становится пустой констатацией.
Совершенно не понятно, за счет чего через 4 года после подписания соглашения с Евросоюзом и Канадой о международных стандартах на гуманный отлов диких животных на 163 Международном аукционе «Союзпушнина», как отмечает газета «Мягкое золото», «Количество шкурок, выставленных на продажу, было самым большим в истории соболиных аукционов». Как сопоставить запреты на добычу применяемыми способами с увеличением добычи зверей и продаж их шкурок?
Думаю, что перед рассмотрением вопроса о ратификации соглашения с Евросоюзом и Канадой следовало бы все это проанализировать.