ИЗ САРАТОВА

Внезапное потепление внесло свои коррективы в жизнь рыболовов. Снег местами сошел, на проселочных дорогах непролазная распутица, на льду мокрая каша и вода. Вроде все и ждали долгожданной оттепели, но не совсем в таком виде.

В общем, не в самых комфортных условиях, но рыба ловится. Особенно заметно активизировалась бель. Густерку, сорогу и даже подлещиков можно половить на пруду в Малой Быковке, на Сазанлее, в Суховке и Кушуме. Окунь, напротив, поумерил свой пыл и закапризничал. Саратовское водохранилище все чаще стали посещать блеснильщики – охотники за судаком. Повеселее дела у жерличников. Щука, как и белая рыба, чувствует себя хорошо, начинает немного передвигаться по водоемам и почаще «зажигает» флажки жерлиц. Хватки еще не очень верные, но сам факт их наличия уже радует.

За последний месяц в наших краях много автомобилей провалилось под волжский лед. К счастью, во всех случаях обошлось без человеческих жертв.

n КОНСТАНТИН КУДИНОВ,  г. Балаково

ИЗ ЧУВАШИИ

Неделя выдалась не по-зимнему теплой. Не сказать, что это изменение сильно отразилось на водной среде, там, очевидно, еще не прочувствовали потепления. Рыба клевала в глухозимном режиме. Однако глухозимье на Волге – это все-таки более-менее стабильный клев, так что в большинстве мест рыбаки с пустыми руками домой не приходили.

В черте города, под самым берегом у городского пляжа и в Речном порту ловились окуни и некрупные судаки. Окуни с мелкого полива сразу же за песчаной бровкой, а судаки несколько поодаль, со второй бровки. В городе у берега окунь ловится некрупный, в то время как у фарватера очень часто попадаются настоящие горбачи до килограмма весом. Блесны в стандартной подаче работают плохо, нужно придумать что-то нестандартное, чтобы соблазнить хорошую рыбу.

Чуть выше города, у островов, ловится тот же окунь и местами хорошая плотва. Где-то есть и судак на бровках. В Шомиково местами попадалась даже щука и крупный судак, которых там не видели еще со времен первого льда. В Сюктерке (Волжанке) ловился средний судак и ставший редкостью в эту зиму берш. И если судак традиционно хорошо отзывался на блесны, берш их обходил стороной и попадался только лишь на мормышки с тюлькой. В Ильинке попадались даже лещи, рыбы, бывшие в прошлом знаковыми данного участка водохранилища.

Подвижки на водохранилище должны вот-вот начаться, если, конечно, не похолодает. Как только с островов и крутых берегов станет стекать талая вода, подойдет к берегу разнорыбица. Здесь будет и хищник, и мирная рыба. И все смешается в рыбьем царстве, и с одной и той же лунки попеременно будут попадаться то щука, то непримиримый враг ее судак, то ерш, то крупная плотва. А пока – все за окунем, на фарватер!

Крупные реки радуют сейчас больше, чем водохранилища. На Суре локально клюет лещ. Где идет лещ – там же проклевывается и судак. В протоках попадается на жерлицы и балансиры щука, местами крупная. На Кокшаге клюет налим и щука. Под берегом можно весело половить вездесущую мелочь плотвы, уклейку и подъязков.

n СЕРГЕЙ СЕМЕНОВ, г. Чебоксары

ИЗ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Во время проведения многочисленных соревнований и фестивалей некоторым нижегородским рыболовам и рыбу ловить некогда. Но, слава Богу, не всем, так что мы имеем возможность осветить особенности клева в начале нынешней весны.

Нормальные уловы на Горе-море сейчас – 3–3,5 кг. В основном в уловах окунь от 50 до 150 граммов, лишь единицам удается найти окуня крупного. Клев некрупного окуня в течение даже одного дня нестабилен. С утра, как правило, рыба активнее, клюет как на мормышки, так и на балансиры. К обеду активность окуня понижается, так что продолжают ловить те рыболовы, кто переходит на безмотыльные мормышки, привязанные к тонким лескам.

В береговой зоне моря продолжает ловиться сорожка. Размер сороги чаще всего 150 граммов, но берет она часто уверенно и сопротивляется активно, так что ловля доставляет немалое удовольствие.

Серьезные опасения внушает нынешний лед. Во многих местах он слоистый, с водой между двумя пластами, так что стаять может в результате всего лишь нескольких по-настоящему теплых дней.

Устойчивы слухи по поднятию уровня Чебоксарской плотины с 63 до 65 метров. Народ (впрочем, как и ихтиологов), как обычно, не спросили. С нового сезона, похоже, придется приспосабливаться к новым условиям.

n ДМИТРИЙ СОКОЛОВ

ИЗ ТАТАРСТАНА

Новостей о хороших уловах нет. А про погоду я уже написал в этом сезоне на целый роман. Но что делать? Будто кто-то включил рубильник и исчез. Дошло до того, что по утрам ждем, когда какой-нибудь ежедневный беспредел слегка притормозит, и едем, чтобы успеть посидеть на льду до новой атаки. Именно посидеть. По крайней мере, на этой неделе со всех сторон слышно только рыбацкое нытье.

Меня, как щукаря, удивляет резкое и полное прекращение клева. Жерлицы срабатывают от ветра, от окуней, от двухсотграммовых щурят и еще от десятка причин, но только не от нормальной щуки. При мне сосед бегал раз 10, а потом стал медленно ходить к флажкам, но и это не принесло ни единой щуки.

Оживившаяся было в конце прошлой недели плотва с насиженных мест тоже куда-то подалась. Стыдно признаваться, но за выходные я ни разу не видел, как сгибается кивок.

В первый раз начавшаяся метель выгнала нас уже через два часа. Какая ловля, если в десяти метрах сосед пропадает из виду? На льду вода, хуже, если под снегом, хотя его, возможно, полностью растопило за ночь.

Были сведения, что в начале недели на Игимке стала попадать красноперка. Интересно, но для пешего рыбака далеко и очень уж ненадежно.

Самые популярные места, Сазгоры и Мелькень, тоже удивили. Если не считать вялого клева мелкой плотвы, который в тех местах просто неизбежен, то картина грустная. Зато копится и множится надежда, что до последнего льда с его активностями остается совсем чуть-чуть.

n ПАВЕЛ ЕЛИЗАРОВ, г. Набережные Челны