Охоту на лисицу с вышки у привады я освоил уже давненько. Принцип ее довольно прост. Охотнику, особенно городскому, нет нужды заморачиваться поисками павшего домашнего животного, необходимого для привады. Да это практически и невозможно. Негде добыть охотнику такую приваду, а тем более, если он приезжает на выходные. Есть выход. Можно назвать такую охоту охотой выходного дня. Вот как охочусь я, и если кому-то понравится, можете перенять.
Работающий человек, дождавшись сплошного снежного покрова, выезжает в угодья (дача, дом в деревне, родственники, знакомые), где с осени обустроены две-три вышки, в пятницу. Вышки строятся на открытых местах, часто посещаемых лисами, недалеко от вашего пристанища. По дороге по бросовой цене (практически в любом мясном отделе или рынке) закупаются куриные головы и лапки, смороженные в бруски. Это очень важный момент, необходимый для того, чтобы лисы не сожрали приваду сразу всю, а грызли несколько ночей подряд. Сразу же по приезде отправляйтесь к засидкам и прикормите их, выложив приваду на выстрел от вышки. Не важно, идете вы пешком или на лыжах, старайтесь подойти к засидке под прямым углом со стороны поля. Лисицы опасаются свежего следа и лыжни и первое время шарахаются от них. Прикормите таким образом все имеющиеся засидки. В этот вечер в засаду лучше не садиться, дайте лисам причуять приваду и взять ее. Если вы осуществляете такую прикормку еженедельно, то звери постоянно будут посещать это место, и охота получится более предсказуемой.
В субботу утром сходите и проверьте, наведывались ли лисы и куда именно. Определившись, можно готовиться к охоте. Лучше всего, конечно, выбирать для охоты лунную ночь, причем с растущей луной, поскольку полная восходит поздновато. Но если луна отсутствует, не расстраивайтесь – на белом снегу лисицу видно достаточно хорошо, чтобы произвести прицельный выстрел.
Одевайтесь соответственно погоде и перед самым наступлением сумерек садитесь на вышку. Лисица, как правило, приходит к знакомой приваде в первые два часа после наступления темноты. Это в случае, если лисица посетила приваду, если же только проходила стороной, то я использую некоторые хитрости для ее привлечения.
В прошлом сезоне мы с приятелем охотились с подсадной курицей и довольно успешно. Зверь замечал сидящую на веревке птицу и начинал скрадывать ее, часто обрезая полукругом, и подставлялся под выстрел. Но возня с живой курицей довольно хлопотное дело, и я подумал, а не заменить ли ее чучелом. Да и курица, спокойно спавшая все время (как ей и свойственно ночью), мало чем отличалась от чучела. Куриного чучела у меня, естественно, не было, но зато были чучела диких голубей. Их я и решил опробовать.
Смысл выставления чучел был в следующем. Лисицы – животные по натуре очень любопытные, подходят для исследования к каждому темному предмету на снегу, рассчитывая, что он съедобный. Даже если зверь не разглядит птицу, думал я, то подойдет на выстрел из любопытства. Но я недооценил лисиц. Расскажу о первой в прошедшем сезоне и самой успешной охоте с чучелами подробней.
Высыпав приваду в пятницу, мы с товарищем из-за начавшейся метели не пошли в субботу вечером в засидку. Наутро выяснилось, что лисицы (кобелек и сучка) были и за две ночи подъели все до крошки. Напарник собрался в Москву, а я остался покараулить пару дней. По прошлым сезонам было ясно, что лисицы очень четко помнят, остался ли корм после их последнего посещения. Если да, то сразу же, уверенно направляются к кормушке, а если нет – могут и не заглянуть. Вот для их привлечения я и посадил на полностью заметенную площадку перед вышкой четыре голубиных чучела.
Как только засмеркалось, я уже на вышке. Луна уже высоко и, несмотря на густые облака, видимость отличная.
Прошел час, а вот и лисичка катит сдвоенной рысью, но не на приваду, а откровенно мимо по своим делам. Видно хорошо, и хотя до нее метров 50, я уже, было, приготовился стрелять на ходу, как вдруг сучка встала, как вкопанная.
То, что это сучка я понял почти сразу – научился распознавать их за годы охоты. Самка лисицы, вся какая-то ладненькая и круглая, а кобель похож на своего собачьего собрата – худой, длинноногий, кургузый и наглый. В общем, кобель, он и есть кобель.
Лисичка сидела в двух расстояниях до привады и с любопытством разглядывала мнимых птиц. Поскольку расстояние для верного выстрела было сомнительным, решил подождать и я. Наконец, лисица потрусила как ни в чем не бывало дальше, и я горько пожалел об упущенной возможности. Но, дойдя до кустов небольшого островка, примыкающего к лесу, лисица юркнула за ближайший и прилегла. Довольно долго она наблюдала за неподвижными чучелами, и я уж подумал, что сейчас поймет подвох. Но зверь, видимо, решил, что птицы спят и начал скрадывать их по всем правилам охотничьего искусства, маскируясь за малейшими укрытиями. Подкрадываясь, лисица приближалась к моей засаде и вскоре оказалась на дистанции верного выстрела. Подняв ружье, последний раз окидываю взглядом поле и вдруг вижу темное пятно, приближающееся с другой стороны. Этот прет нагло и прямо к чучелам. Все ясно – это приятель моей охотницы. Надо постараться брать обоих, но вот как? Лисенке до леса рукой подать, и если первым ударить по кобелю, она успеет уйти. Тем временем кобель, заметив подругу, садится, но тоже на пределе. Была не была – бью по нему и, не глядя на результат, перебрасываю ствол в сторону второй лисицы. Та летит к лесу, но я все-таки успеваю поймать ее в прогале между деревьями уже в лесу и достаю вторым. Довольный, оборачиваюсь посмотреть на поверженного кобеля, а там нет никого. С надеждой вглядываюсь в освещенное луной поле и, наконец, замечаю темное пятно на пределе видимости. Ну этот уже никуда не денется.
Думаю, что успешной охоте помогли чучела и вот почему. На предыдущих охотах мне несколько раз приходилось видеть лисиц в поле, но они проходили транзитом, не заинтересовавшись привадой. В среднем, мы с напарником брали только одну из двух увиденных лисиц, а после этой охоты я взял еще трех и главное всех, которых видел.
Однажды, еще до использования чучел, произошел анекдот. Днем, застрелив сойку, я взял ее с собой на вышку, чтобы подкинуть к приваде. Но вспомнил о ней, только подойдя к сидушке. Достав из кармана, бросил ее неподалеку и полез на вышку. На этот раз лисица появилась из леса почти подо мной. Спокойно сижу, не шевелясь, наперед зная, что будет дальше. Пока лисица будет обходить приваду обычным полукругом и отвернется, я подниму ружье – и можно идти греться. Но эта неожиданно кинулась назад к лесу, не дойдя до привады и, как мне показалось, что-то схватив с земли. Представляете, как я проклинал свою забывчивость, когда оказалось, что лисица довольствовалась брошенной сойкой и больше в этот вечер не вернулась.
Вот еще один любопытный момент. Я прочитал в статье одного охотника, что первым обходит свои угодья доминирующий в этом районе старый самец, а вот в моей практике все наоборот. Первым попадает под выстрел прибылой молодняк, а старик, которого я пытался безуспешно взять весь сезон, приходил очень поздно и после молодых. К тому же, он шарахался от лыжни, был очень осторожен и пока ни разу не подставился.
Безусловно, более надежно и продуктивно будет подбрасывать приваду периодически (в идеале – раз в несколько дней), и тогда с одной вышки можно охотиться весь сезон. После того как будет взята пара лисиц-хозяев, их место займет следующая пара. Но охотник, не имеющий возможность регулярно посещать вышку, может попробовать «охоту выходного дня».