Наверное, им не удается поймать зимой эту рыбу. А ловить голавля в холода и просто, и сложно одновременно.
Писать эту заметку не планировал, но не удержался, когда прочел статью А.Журавлева «В феврале на речке» («РОГ» № 6 (706)). Мне тоже захотелось поделиться с читателями результатами зимних опытов на р.Оскол, которые длились около 10 сезонов.
В малых реках Белгородской области лет 30–40 назад наблюдалось засилье крупных голавлей. Лет 10 назад и автор наблюдал многочисленные стаи в реках Оскол, Убля, Осколец... Весной случайные поклевки крупных голавлей со дна на червя при ловле другой рыбы были обычными. Сегодня голавль стал значительно осторожнее и, очевидно, малочисленнее. Эту рыбу даже занесли в «Красную книгу Белгородской области», что не требует комментариев… И все же, вопреки статистике, в прошедшее лето неоднократно приходилось наблюдать стаю голавлей весом около 4–5 кг в р.Оскол. Стоя на высоком берегу, поросшем густым кустарником и деревьями, которые маскировали мое присутствие, насчитал более 50 особей, сбился со счета, но все же понял, что просчитал одну третью часть стаи. На мелководных участках этой же реки, где течение быстрое, голавля значительно больше. Правда, его размеры и вес так не впечатляют – 200–500 гр., как правило. Рыба наблюдается визуально – в верхних слоях воды, у противоположного берега. Присутствие рыболова голавль, очевидно, заметил, но кормиться продолжает, приняв меры предосторожности. Конечно, поймать его не удается.
Зимой лед в реке долго не держится. Только вдоль берегов можно наблюдать всю зиму полосы льда шириной менее пяти метров. Река углублена земснарядом. Повсеместно глубины под кромкой льда превышают 2,0–2,5 метра. Голавль в реке предпочитает перемещаться именно под этой узкой полосой льда, вблизи берега. Рыболову этот факт на руку – длинное удилище кладется на лед; маленький круглый белый поплавок, изготовленный из твердого пенопласта, пускается на открытую воду, вблизи кромки льда. Может быть, он напоминает рыбе осколочек льда – такой поплавок рыбу не настораживает. Снасть завершают крючок и легкое грузило. Наживка – мотыль, опарыш, катышки и корочки хлеба, сдобренные нерафинированным подсолнечным маслом, кусочки мяса креветки… Длина поводка – около 20 см. В январе наживка располагается вблизи дна; в феврале – почти в полводы; в марте – около одного метра от поплавка.
Течение в месте ловли предпочтительно тихое и плавное. Наличие прибрежного коряжника увеличивает шансы рыболова поймать рыбу. Песчаное или гравийное дно – залог успеха. Прикормка не применяется. Эта охота предполагает активное перемещение рыбы вдоль берегов на зорях и во время кормежки днем. Замечено, вечерний клев интенсивнее утреннего и дневного. Общая картина клева выглядит так: утром поймано 4–5 рыб, днем – 2–3, вечером – 10–12! Если голавль активен. В противном случае несколько дней можно не увидеть и единой поклевки.
Хорошим индикатором клева служат всплески-бурунчики на поверхности воды. Видимо, голавль периодически всплывает в верхние слои. Бурунчики наблюдаются на фарватере, но перемещение рыб происходит и подо льдом, где они уверенно клюют.
Фарватерного голавля я ловлю удилищем длиной 8 метров с применением метода свободной лесы, на корочку хлеба. Крючки предпочтительны крупные. Диаметр лесы – 0,16–0,20 мм. Вес фарватерного голавля всегда превышает 0,5 кг.
Вблизи берега крупный голавль клюет реже. Как правило, вес голавлей, пойманных вблизи кромки льда, не превышает 0,5 кг. Кстати, когда голавль не проявляет себя бурунчиками, любая прикормка бесполезна…