Все началось со звонка Сергея Митичкина, известного разработчика патронов со стальной дробью и яростного энтузиаста движения за замену сегодняшнего, со свинцовой дробью, на экологически чистый.
Мое отношение к этим переменам однозначное, и я тут же по телефону высказал его уважаемому Сергею Георгиевичу. На мой взгляд, ссылки на экологию полный бред. К примеру, на озере, где я обычно охочусь на уток, дно покрывает 10-метровый слой ила, и дробины, естественно, засасываются в него. Причем на глубину, с которой никаким уткам его не достать. Вероятность же того, что в лесу заяц или вальдшнеп найдет и съест затерянную в кустах дробину, смехотворно ничтожна. В Подмосковье, например, свинцовых аккумуляторов валяется больше, чем патронов в магазинах. Не знаю, может быть, американцам понадобился свинец как стратегическое сырье для чего-нибудь еще, кроме охоты, и они привлекли зеленых, а тем все равно, что орать – главное против охоты.
Что касается непосредственно стрельбы, то психологию охотников (особенно сегодняшних) трудно переделать, и как они стреляли на предельные дистанции, так и будут, а вследствие легких стальных дробин лишь появится дополнительное количество подранков, причем в ужасающих размерах. Так я рассуждал, но лишний эксперимент мог пойти только на пользу, и я принял предложенные патроны со стальной дробью и пулями. Однако сразу предупредил, что напишу свое мнение, а не то, что хотелось бы услышать ему.
Первым делом отправился на стрельбище в Кузьминки и расстрелял 25 штук на площадке спортинга по близким мишеням. На первый взгляд (да и на второй тоже), разницы между железной дробью и свинцом нет никакой. Я специально перемешал тестируемые патроны с серийными и давал стрелять инструкторам – никто из них также не заметил разницы. Мишени бились одинаково в мелкие осколки, и, казалось бы, чего же еще желать? Но на траншейной площадке и гусиных мишенях спортинга все кардинально поменялось, то есть тарелочки перестали биться совсем. В этом, на мой взгляд, и есть положительное зерно. Что же получается? До, скажем, 20-и метров убойность верная, а дальше – никакая. Не значит ли это, что подранков не будет совсем или очень мало?
Порассуждаем. Свинцовая дробь за счет большей массы набирает инерцию и на излете, не обладая энергией для поражения дичи, ранит ее. Легкая стальная обладает энергией для поражения дичи только на начальном этапе за счет большей скорости. Потеряв же скорость, где-то на дистанции 20–25 метров, она падает, не причиняя вреда дичи, поскольку на излете из-за малой массы не может ни сломать крыло, ни даже пробить перьевой покров. Это хорошо бы проверить расчетами, но в чем не силен, в том не силен, поскольку образование имею гуманитарное.
Если это так, то, что могло бы получиться на практике? Охотники, насильно переведенные на стальную дробь, по привычке стреляют на знакомые расстояния. Дичь не падает, и они постепенно начинают уменьшать дистанцию до тех пор, пока не увидят результат. И все дружно отказываются от заоблачной стрельбы и начинают стрелять в меру.
Подранков нет, дичи много, и она, перестав пугаться бессмысленной пальбы, снижается на верный выстрел стальной дробью, следовательно – все с добычей. Идиллия, ура, да здравствует стальная дробь! Фигня! Ничего этого не будет, по крайней мере у нас в стране в ближайшие сто лет. Не говоря уже о браконьерах, половина добропорядочных охотников будет стрелять свинцом, несмотря ни на какие запреты, а на случай проверки таскать в кармане пару патронов с железом. Хотя бы для того, чтоб не остаться без добычи или выделиться среди других. А те, кто будет соблюдать закон, будут выглядеть так же, как сегодня выглядят те, кто честно не использует электронные манки, ночные прицелы и запрещенные во всем мире механические чучела с вращающимися крыльями, т.е. дураками, поскольку стреляющие свинцом не подпустят к ним ни одной дичинки.
Что касается использования стальной дроби для стрельбы по тарелочкам, к примеру, на круглом стенде, то, как мне сказали, на крупных соревнованиях она запрещена. Это естественно, ведь при разрешенной навеске дробового снаряда 24 г в нем будет почти вдвое больше дробин, чем в патроне со свинцом из-за меньшей плотности стали. Возможно, такие патроны пригодятся для тренировки начинающих или для соревнований среди непрофессионалов, и то до тех пор, пока не поймают.
Однако, если во всем мире решат перейти на спортивную стрельбу стальными патронами и нам тоже придется ими стрелять, то хорошо, что такие патроны у нас уже разработаны.
Следующая партия патронов была с алюминиевой дробью. Казалось бы, а эта еще зачем? Оказывается, пригодится, да еще как. Я знаю один водоемчик, часто посещаемый норками, и даже поймал в этом сезоне три штуки в капканы.
Сидя на берегу с удочкой, я частенько вижу их, шныряющих в нескольких метрах. А что если стрелять их алюминиевой дробью? Снаряд будет бить зверька, не пробивая шкурку и, соответственно, не портя ее. По-моему, имеет смысл, и осенью надо будет обязательно попробовать.
А можно использовать эти патроны для острастки жуликов вместо снаряженных солью. В общем, выбор есть.
Теперь о том, что мне, как говорит Жириновский, однозначно понравилось.
Это стальные пули Митичкина – «Тандем». Так получилось, что впервые за два прошедших года мне улыбнулась охотничья удача на загонной охоте. Два сезона я наблюдал, как стреляют по лосям, кабанам и оленям соседи слева и справа. Наконец, на закрытии сезона на мой номер вывалил целый табун кабанов. Буквально накануне охоты Сергей Георгиевич привез мне на пробу стальные пули, и я зарядил браунинг именно ими (мне было все равно чем, поскольку в удачу уже не верилось). Причем к концу сезона набралось достаточное количество нереализованных лицензий, и я имел право отстрелять трех. Я по трем и выстрелил. Все три кабана, довольно приличного размера, легли на месте, как подкошенные. Причем, если одному пуля попала в шею, а второму – в лопатку, то у третьего была довольно сомнительная рана в животе. Тем не менее, он тоже лег. На мой взгляд, это целиком заслуга стальной пули. Стальной цилиндр, видимо, действуя по принципу пули со смещенным центром тяжести, начал крутиться после попадания, и нанес рану, достаточно убойную даже при попадании не по месту.
Насчет точности и дальности пока ничего не могу сказать, поскольку расстояние не превышало 40 шагов, а испытаниям на полигоне я не очень-то доверяю. Не ясно также, как поведет себя стальной цилиндр при соприкосновении с помехами. Известно, что из-за огромной скорости полуоболочечная пуля может раскрыться и уйти в сторону при попадании в любую тонкую веточку (по этой причине я отказался от карабина на охоте в лесу – были прецеденты).
Вот такие у меня мысли о «железном коне», идущем на смену «крестьянскому свинцу».