Не вызывает сомнений, что количество водоплавающей дичи в Подмосковье за последнее время несколько подсократилось. Причин, по которым это происходит, немало. Несомненно, сказывается и сокращение угодий, пригодных для обитания и продления рода.
В наших близких угодьях произошло заметное снижение поголовья уток, когда отдали под дачную застройку обширную и очень привлекательную для луговой, болотной и водоплавающей птицы мочажину с многочисленными мокрыми ложбинами, кочкарником и ручьями у поселка Дальний. В этом месте утки выводили потомство, а затем уходили с выводками на речку Талицу, протекающую поблизости.
Естественно, спад численности нужно было как-то останавливать, и совершено ясно, что для этого необходимо приложить определенные усилия. Можно было бы попробовать выпустить какое-то количество подросших утят с дичеферм, как это широко практиковалось в разных местах ранее. Но это дорого, и нет в наших угодьях больших водных пространств, необходимых для такого выпуска по существу ручных утят. Если их выпустить на воду без охраны и присмотра, то до зрелого возраста доживут немногие.
Охотникам нашего охотколлектива пришла в голову идея по выпуску в угодья весной взрослых самок, чтобы они смогли освоиться и вывести потомство, которое уже практически ничем не будет отличаться от своих диких собратьев.
При разведении подсадных всегда остается какое-то количество лишних молодых уток. Судьба у них разная: одни дарятся друзьям, часть продается. Но вот уже около десяти лет, как правило, пару молодых уток выпускаем в угодья.
Разумеется, для выпуска подбираем такие водоемы и болотины, в которых имеется необходимая кормовая база и защитные условия.
Первые выпуски были не совсем удачными, так как у уток не подрезались крылья и они улетали с тех водоемов, на которые выпускались. Бывало, через неделю-другую прилетали на родной птичий двор. А однажды одна молодая утка обнаружилась у дачника, к которому прилетела после того, как была выпущена на речке.
Впоследствии при выпуске мы стали подрезать у уток три-четыре начальных маховых пера. В результате этого выпущенные утки уже не могли свободно летать, как прежде, но тем не менее способность подняться невысоко они не утрачивают, что очень важно при воспитании потомства.
Но вот в позапрошлом году возродился вариант ранее вроде бы забытой игры в наперстки. Название этому варианту грипп, да не простой, а птичий.
В это выгодное дело активно включились телевидение, пресса, и шум, то есть отвлекающие манипуляции, действительно получились пугающие. Но как только средства, и немалые, выделенные на соответствующие вакцины, были получены и ушли якобы в песок, все сразу затихло, как по команде. Авторы этой мутной затеи остались с деньгами, а охотники – с носом из-за необоснованных и надуманных ограничений и запретов на весеннюю охоту.
В свете этого у нас на руках остались семь лишних молодых уток. Поэтому мы с председателем нашего охотколлектива Сергеем Болотовым произвели в конце апреля 2006 года поистине залповый выпуск уток в угодья. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Все семь уток с частично подрезанными крыльями были выпущены в Большое Рахмановское болото. Оно достаточно крупное, с хорошей кормовой базой, по берегам густые заросли осоки, куги и кустарника, имеется открытая вода. Одним словом, условия, чтобы вывести, выкормить и сохранить утят, хорошие.
И, конечно, такие масштабные мероприятия не прошли бесследно. Уже осенью, в сентябре, легавая собака подняла в этом болоте из осоки стаю уток, в которой было более тридцати голов! Такого обилия водоплавающих здесь давно не было. Допускаем, что это совпадение, но и на речке осенью того года утки было заметно больше, так как все выводки с прудов и болотин, как только уверенно встанут на крыло, собираются на речных заводях Талицы.
Не секрет, что в последние весенние охотничьи сезоны сложилась крайне негативная тенденция, при которой некоторые добытчики без малейшего сомнения в душе палят и по одиночным уткам, и по стаям, невзирая на пол. Ясно, что при таком извращенном отношении к весенней охоте гибнет немалый процент уток-самок, готовых через считанные дни загнездиться. У наших выпущенных уток с подрезанными крыльями гораздо больше шансов выжить при такой варварской охоте на воле, так как они мало поднимаются в воздух.
Более того, известен достоверный факт, когда наша выпущенная утка смогла вывести и сохранить на речке почти весь свой выводок вплоть до конца осеннего охотничьего сезона, до декабря. Так как она мало боялась людей, если охотники подходили близко, затаивалась с выводком в зарослях и все оставались целыми и невредимыми. А дикая матерая в подобных условиях непременно подняла бы на крыло свой выводок и попала под выстрелы.
На речке Талица находятся поселковые очистные сооружения, поэтому вода здесь даже в самые суровые морозы до конца не замерзает. В данном месте всегда можно увидеть зимующих крякв. В дни, когда температура воздуха существенно падает, на речке собирается большое количество уток со всей округи. В эту зиму насчитали около полутора сотен.
При сильных морозах уток на речке начинаем подкармливать зерном. И хотя зерновые ресурсы у нас скромные, но в любом случае это помогает уткам пережить сложные зимние условия. В дальнейшем планируем увеличить запасы зерна для подкормки уток.
Скудость наших угодий обуславливается еще и тем, что нет в последнее время активного участия охотников в защитных и биотехнических мероприятиях, включающих в себя хотя бы отстрел бродячих собак, кошек, ворон, закладку солонцов и подрубку осин. Ведь такая деятельность всегда давала и будет давать результаты, это предоставит лишний шанс выжить, например, помету зайчат или утиному выводку.
Как-то в одном из номеров «РОГ» в статье инструктора по стрельбе прозвучала забавная мысль, что, дескать, дичи в последнее время стало меньше, и для того чтобы гарантированно возвращаться домой с добычей, нужно уметь метко стрелять. Далее последовали заочные наставления в этой области. Если следовать такой логике, то последняя утка будет добыта непременно снайперским выстрелом.
И хотя специалисты-орнитологи считают, что у кряквы в Подмосковье произошли изменения на генном уровне из-за смешения с одомашненными особями, выпуск взрослых уток весной и молодняка с дичеферм летом необходимо, наверное, продолжать. В противном случае скоро по разным причинам увидеть в угодьях дикую утку станет большой удачей, не говоря уж о том, чтобы добыть, ведь не всем же суждено быть снайперами.