Те единичные охотники на вальдшнепов, кто прикреплял к ошейникам собак эти нехитрые приспособления, чаще всего становились объектами насмешек и шуток со стороны других любителей охоты, которые были убеждены в том, что колокольчики могут спугнуть дичь.
Однако теперь времена изменились, и даже самые недоверчивые изменили свои взгляды: отныне колокольчики и бубенчики самых разных форм и видов, причем нередко во множественном числе, украшают ошейники охотничьих собак.
Самым распространенным является латунный бубенчик, прикрепляемый чаще всего к свисающему карабину, который, в свою очередь, цепляется за большое кольцо.
Звон колокольчика не может спугнуть птиц
Насколько справедливы опасения охотников по поводу того, что звон бубенчиков и колокольчиков может спугнуть дичь? Практика показывает, что независимо от того, идет речь о домашней или вольной птице, она сразу замирает при звуке колокольчика, если только уже не оторвалась от земли, решив взлететь. Не думаю, что для охоты на осенних высыпках вальдшнепа нужно приглушать или вообще снимать колокольчик. Если птица намерена взлететь, никто и ничто не может ей помешать сделать это, за исключением, пожалуй, собаки. Антропогенный пресс, несомненно, оказывает большее влияние на поведение пернатых, чем звон колокольчика.
Можно использовать бубенчики в случае охоты с собаками в заросшей кустарником местности, на охоте на небольших, но труднопроходимых участках, поскольку по звону колокольчика можно легко определить местонахождение собаки в густых зарослях.
Удачно подобранный колокольчик
На легавых собак, у которых радиус поиска значительно шире, имеет смысл подвешивать колокольчик ближе к ошейнику. Этот колокольчик также должен соответствовать особенностям характера каждой конкретной собаки и условиям поиска.
В этой связи вспоминается история, произошедшая во время охоты на вальдшнепа. Один из участников приехал с английским сеттером, который обладал явно ограниченными возможностями поиска, но на его ошейнике красовался колокольчик огромного размера. Перед началом охоты один из организаторов обратился к этому охотнику с вопросом, не слишком ли велик колокольчик для его собаки. В ответ этот охотник, человек, явно обладающий развитым чувством юмора, подозвал свою собаку и, запустив руку в рюкзак, вытащил оттуда целую россыпь колокольчиков, причем некоторые колокольчики по своим размерам больше походили на настоящие колокола. Он в задумчивости взял в руку один такой колокол, подержал его, а потом решительно выбрал колокольчик на два номера меньше предыдущего и повесил его на шею сеттера.
На охоте в лесистой местности не следует вешать на собак колокольчики слишком больших размеров. Ошибочно полагать, что более крупный колокольчик позволит слышать его звон на большем расстоянии. Наоборот, внушительных размеров колокольчик может только создать дополнительные трудности для вас и вашей собаки, не говоря уж о том случае, когда вы охотитесь в паре с кем-то или рядом с другим охотником звон колокольчика может просто заглушить звук других колокольчиков.
Звук колокольчика или его «душа»
Когда охота проводится в лесу, охотнику, хорошо знающему повадки своей собаки и привыкшему к звону ее колокольчика, необходима абсолютная тишина, чтобы отслеживать движение своего четвероного питомца. Каждый колокольчик обладает своим собственным неповторимым звучанием, можно сказать, своей «душой». Каждый охотник, который знает звон своего колокольчика, может за несколько десятков метров угадать, что именно в данный момент делает его собака. Даже тишина может сказать о многом! Выбор собакой направления охоты, ее стремительный бег, резкая остановка, поиск хозяина и возвращение издалека – каждое действие мгновенно фиксируется в голове охотника, причем зачастую это происходит таким образом, что последний даже сам не осознает этого.
Самым опасным врагом охотника, охотящегося в лесу, является сильный ветер, поскольку в ветреную погоду звон колокольчика становится практически неслышным.
Если однажды вам все-таки выпадет возможность заглянуть в дом любителя вальдшнепиной охоты, то вы удивитесь, заметив на стене несколько развешанных старых кожаных ошейников с болтающимися на них латунными колокольчиками, покрытыми слоем пыли. Все дело в том, что, прикрепив колокольчик собаки, которой уже нет, на ошейник другой собаки, невозможно дать ему вторую жизнь – звучание будет совсем другим...
А если этот охотник все же захочет вынуть кусочек старого высушенного мха из полости колокольчика, чтобы освободить его язычок и дать вам послушать его чистый звон, это, несомненно, будет самым дорогим подарком с его стороны. И это – не считая той волны воспоминаний, которая нахлынет на него...