Похоже, что нет. И пришел я к такому неутешительному выводу на примере так необходимого всем охотникам Закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве».
Активная часть охотсообщества нашей страны всеми возможными способами (пресса, Рунет) пытается донести до законодателей свое желание и заинтересованность в обсуждении и скорейшем принятии этого законодательного акта. Всем охотникам, охотпользователям, ученым-охотоведам уже давно понятно, что нельзя дальше мириться с критической ситуацией, сложившейся в охотничьем хозяйстве нашей страны.
Попытки решить эти проблемы полумерами только ухудшают положение дел на местах. Пример? Пожалуйста!
Создается некая организация с непонятным для охотников и рыбаков названием «Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору». Знали бы эти горе-реформаторы, какие смешные названия сразу получили эти органы. А если прислушаться к народной мудрости, то «как назовешь корабль – так он и поплывет».
Понятно, что дело совсем не в названии.
А вот незавидное положение с профессиональными кадрами во вновь созданных структурах стало притчей во языцех.
Для организации работы, в первую очередь, нужны были подготовленные специалисты, имеющие профильное образование. Частично кадровый вопрос был решен переходом на работу во вновь созданную организацию сотрудников ликвидированных областных управлений Охотнадзора и Рыбнадзора. Но, как выяснилось, не все поверили в будущее этих реформ, и оказались правы.
Многие умные и принципиальные охотоведы не нашли себя в этой структуре. А как известно, свято место пусто не бывает, и вот потянулись в ряды охот- и рыбинспекторов случайные люди, далекие от желания принести благополучие и процветание в мир охоты и рыбалки. На первом месте у них стояло желание поправить свое личное финансовое положение. Да, таких было немного, но если в бочку с медом добавить ложку дегтя, а потом еще и размешать...
Оказалось, что мешать и не пришлось. Федеральная власть принимает еще одно, мягко скажем, непонятное решение.
В конце декабря 2006 года на свет появляются поправки к Закону «О животном мире», согласно которым большая часть полномочий в сфере охотпользования передается на региональный уровень. Вместо решения возникших кадровых проблем и законодательного обеспечения начатых процессов реформирования чиновники и депутаты вновь (спустя год) решили нас порадовать «играми на свежем воздухе».
Снова и снова их телега оказывается впереди лошади. Казалось бы, схема законодательного процесса в области охоты проста и понятна всем. Необходимо принять Закон «Об Охоте», согласовав его с Лесным кодексом, Законом «О животном мире», Административным кодексом. Разработать в приложении к нему типовые Правила Охоты, на основании которых субъекты федерации принимают свои Законы и Правила. Но эта схема не понятна слугам народа, действующим по принципу «зачем думать – трясти надо».
Хочу привести небольшую выдержку из концепции Федерального закона «Об Охоте», созданной Н.В. Краевым: «...пробельность и противоречивость действующего законодательства об охране и использовании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, далеко выходят за рамки текущих дефектов, могущих быть исправленными косметическими мерами. Недостаточность и конфликтность охотничьего права стали в постсоветский период его характерными чертами, хроническими признаками.
Практика выявила немало пробелов в Федеральном законе «О животном мире», затрудняющих или пресекающих его прямое применение к охране и использованию охотничьих животных. Различные правовые акты и нормы устанавливают принципиально отличные друг от друга правовые режимы охоты, или, напротив, один акт предусматривает различный правовой статус одного и того же процесса, что вызывает многочисленные проблемы в правоприменении».
Точно в десятку. Об этом же со страниц газет и журналов в один голос заявляют ученые, охотоведы, охотники. А вот депутаты думают совсем по-другому, они продолжают настойчиво наступать на одни и те же грабли, а по лбу попадает нам. Очередной виток реформ привел в замешательство охотсообщество. Вместо создания централизованной, финансово обеспеченной структуры, хотя бы по примеру американского Агентства Рыбы и Дичи, вновь в регионах плодится бесконечное количество чиновников, паразитирующих на скорее мертвом, чем живом теле охотничьего хозяйства.
Заново создаваемые в структурах региональной власти Охотуправления столкнутся в первую очередь с нехваткой кадров. Ведь структуры Сельхознадзора никто не собирается ликвидировать. И процесса перетока специалистов не будет. Вот и получится, что руководить охотой в регионах будут дилетанты, люди далекие от проблем нашей отрасли. Что, к сожалению, уже происходит в некоторых регионах. Есть и такие области, где не спешат создавать новые структуры.
Вот вам следующий пример. В Калужской области в постановлении губернатора «О сроках проведения осенне-зимнего сезона охоты 2007–2008 гг.» говорится об окончании охоты на копытных 15 января 2008 года. Но лицензии охотпользователям были выписаны на срок до 31 декабря 2007 года. Ни продлить неиспользованные, а тем более выписать новые, как это сделали, например, в Ленинградской области еще в конце декабря, господа чиновники не соизволили. Россельхознадзор вахту сдал, но никто ее не принял.
Оказалось, что в Калужском правительстве сделать это было некому. Не до нас оказалось властям в предновогодние дни и на посленовогодних каникулах. И получилось, что в очередной раз охотники оказались заложниками некомпетентности властей. У нас просто отняли возможность реализовать свое право на охоту. Кто даст гарантии, что подобное не повторится и в будущем?! Ведь случаями самодурства и непрофессионализма властей различного уровня в области охоты вся постсоветская история прямо-таки изобилует. Только наличие фундаментального акта, имеющего прямое действие и объединяющего все профильное законодательство, сможет вывести из кризиса нашу отрасль.
На сайте Комитета ГД РФ по природным ресурсам и природопользованию проект Закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве» не обновлялся с июня 2007 года. Хотя ничего в этом странного нет. Ведь в перечне вопросов, относящихся к компетенции данного Комитета, охота стоит на последнем пятнадцатом месте.
Пришло время не развязывать тугой узел, а разрубить его. И видится мне следующая картина. Вновь избранный президент окажется настоящим охотником и в перечень своих неотложных дел внесет наконец и наш закон. Вот тогда правительство да и депутаты найдут время и средства, а один из первых указов новый президент назовет так: «О возрождении и дальнейшем развитии охотничьего хозяйства России».