В доперестроечные времена оно, несомненно, находилось в системе природопользования Советского Союза и являлось лучшим примером его ведения и, мало того, являлось примером для стран содружества и многих охотничьих держав в составе капиталистического лагеря. В целом охотничье хозяйство в СССР находилось среди экономически важных отраслей народного хозяйства.
Среди задач были: всемерное (никак иначе) развитие правильной эксплуатации государственного (подчеркнем) охотничьего фонда, проведение работ (всем охотничьим миром) по восстановлению и увеличению охотничьих ресурсов, соответствующей (плановой) организации охотничьих угодий (сегодня это публичный сервитут), и также учета, регулирования численности охотничьих животных. В охотничье хозяйство входила спортивная и любительская охота, способствующая культурному отдыху, физическому развитию трудящихся государства и их ответственности за поставленные задачи.
А задачи-то были просты: разумное использование всех природных ресурсов, где животный мир рассматривался в составе всего природного комплекса, но у него были свои управители в лице государства и при обязательном участии гражданского общества в лице общественных объединений охотников и рыболовов и организованных государственных, кооперативных и иных охотпользователей. Охотничье хозяйство носило, как уже подчеркивалось, плановый характер, регулирующий объемы добычи, работы по восстановлению и сохранению фауны, по улучшению условий существования.
Особая роль в охотничьем хозяйстве принадлежала Росохотрыболовсоюзу. С момента образования уже к 1967 году в составе союза было объединено более 2,3 млн. охотников и рыболовов. Кроме непосредственного ведения охотничьего хозяйства, общества вели также за счет собственных средств массово-разъяснительную работу по охране и увеличению численности дичи, оказывали государству помощь в добыче и переработке пушнины, другой продукции, полученной от комплексного ведения охотничьего хозяйства. Общества строили свои охотничье-рыболовные базы, остановочные пункты, лодочные станции, создавали егерскую службу и штатный персонал обществ, общественную инспекцию, специализированные народные дружины по охране природы.
Набирали темпы работы по отлову и расселению охотничьих животных, их охране, а также мероприятия по развитию дичеразведения, охотничьего собаководства. Только через 5 лет после образования Росохотрыболовсоюз выпустил в закрепленные угодья около 1000 оленей, косуль, кабанов, 5000 зайцев, 8000 фазанов, 15 500 куропаток и 20 000 тыс. других зверей и птиц. Все способствовало развитию спортивной охоты. Объемы биотехнических мероприятий по Росохотрыболовсоюзу к 1967 г. выражались в показателях: 36 тыс. подкормочных площадок, около 20 тыс. искусственных гнезд для водоплавающих птиц, 35 тыс. солонцов, 14,5 тыс. галечников, было выложено для подкормки 1073 тонн сена, 343 тонны корнеплодов, около 222 тонн зерноотходов, заготовлено более 180 ц. ягод и 366 шт. кормовых веников. Из года в год эти показатели только улучшались, а активность обществ возросла. В целом охотничье хозяйство работало по рекомендациям биологической науки.
Об этом хорошо сказано в статье профессора Дежкина В.В. («РОГ», № 20, май 2008). Большое внимание уделялось изучению передового зарубежного и отечественного опыта ведения охотничьего хозяйства. Отечественная биологическая наука хорошо была представлена в 1965 г. на VII (Югославия) и в 1967 г. на VIII (Финляндия) конгрессах ученых биологов-охотоведов. В сентябре 1969 г. в г. Москве состоялся IX Международный конгресс ученых биологов-охотоведов. При Главохоте Совета Министров РСФСР и при Росохотрыболовсоюзе действовали научно-технические советы, а Росохотрыболовсоюз весь передовой опыт концентрировал в выпускаемых сборниках «Передовой опыт в охотничье-рыболовном хозяйстве».
Еще с момента принятия исторического постановления Совета Министров СССР от 11 мая 1959 г. «О мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства» наступил новый этап строительства социалистического охотничьего хозяйства на основе развития природно-климатических территориальных зон. Территория охотничьих угодий охватывала более 80% территории государства. Ликвидация обезлички охотничьих угодий, привлечение широкого состава граждан к решению проблемы были основными задачами общества. Охотничье хозяйство тесно взаимодействовало с лесным, сельским, водным хозяйствами, с пищевой и перерабатывающей отраслью.
В хозяйствах заготавливалось, кроме конкретной продукции охоты, лекарственно-техническое сырье, а в районах Сибири разрешалась заготовка и древесины, в том числе для нужд развития. До 30% нарушителей правил охоты задерживалось силами общественных охотинспекторов и штатными работниками приписных хозяйств. До 70% истребленных волков и других хищников, вредных для развития организованных охотхозяйств, также приходилось на общественные объединения охотников и рыболовов. Охотники-любители, сезонные охотники добывали ежегодно более 40% пушных зверей, заготавливали 60% мяса диких животных. Подобная статистика не раз приводилась в соответствующих источниках. Главное в другом, что в те недалекие времена граждане, объединенные в союзы обществ через структуру первичных организаций в большей мере, чем сегодня, ощущали себя в системе гражданского общества, имея определенные функции управления, общественного контроля и участия в решении государственных проблем в этой сфере традиционной для России отрасли.
Что произошло с охотничьим хозяйством в новых экономических (рыночных) условиях, также доподлинно известно. Об этом свидетельствуют сотни публикаций ученых, специалистов-охотоведов, да и просто охотников. Было на существенное время потеряно государственное управление, развалились государственная и кооперативная формы организации. Создается впечатление, будто огромную территорию охотничьей России можно удержать через приватизационные формы закрепления угодий. Обезличка угодий, кроме центральных регионов, растет на глазах.
Пропал госзаказ на ценнейшую продукцию, возросло налоговое бремя, возникло излишнее лицензирование, аукционы, по мнению большинства обществ, проводились без конкурсов. Из года в год теряли экономическую независимость общества, столкнувшиеся с обюрокрачиванием всех процедур по организации деятельности. Решения принимались без учета сезонного характера отрасли, ее природоохранного назначения, а в случае с обществами и без учета вложения ими собственных средств граждан в охрану и воспроизводство госохотфонда.
Сильный удар по целостности охотничьего хозяйства нанес принятый в 2006 г. Лесной кодекс РФ, концепция которого была изменена ко второму чтению в Госдума РФ.
Ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты стали видом лесопользования в полном объеме (ст.25 ЛК РФ). Статья 36 ЛК РФ регулирует отношения только в сфере ведения охотничьего хозяйства (юридические лица, предприниматели) на арендной платной основе за выделенные лесные участки и в качестве предпринимательской деятельности, и все это должно осуществляться в соответствии с законами субъектов Федерации. В таких условиях сложно построить целостную политику.
Любительская охота регулируется нормами ст. 37 и 11 ЛК РФ, из которых следует, что свободный доступ в леса в целях такой охоты уже не допустим (это не сбор ягод и грибов), а охота, согласно ст.11 (п.2), может быть осуществлена только согласно нормам лесного законодательства и уже затем в пределах норм законодательства о животном мире. Кто может разобраться в такой несуразице? Как можно отрывать от охотника возможность его участия, в том числе через участие в укреплении организованных охотничьих хозяйств, в ведении охотничьего хозяйства?
Хорошо, если специалисты, главным образом юристы, обратят внимание на такое разночтение. Тем более если оно наносит вред обществу, порождает противостояние. А цели государства, как мы видим из политического курса, совсем иные. Они направлены на укрепление общества.
Я был и остаюсь сторонником сохранения самостоятельности охотничьего хозяйства, пусть на сегодня не в качестве отрасли, но хотя бы в качестве самостоятельной сферы экономической деятельности в области природопользования. Охотничье хозяйство в большинстве государств обладает этим качеством, и отношения регулируются самостоятельными законами «Об охоте». Для великой России это просто необходимо. Есть и другой важный аспект – опасность разделения фаунистического фонда на лесной, сельскохозяйственный, водный, в том числе через распределение функций по его использованию в разных природно-климатических зонах. Сколько же управленцев потребуется? Ведь были же попытки при разработке Водного кодекса РФ включить в подчиненную систему отношений регулирование использования объектов по принципу: раз животные обитают в воде, то решать вопросы по использованию ресурсов должны хозяева водных объектов.
Сегодня у охотничьего хозяйства появились возможности на восстановление. В функции МСХ РФ включены вопросы регулирования отношений в лесопользовании. Есть надежда на внесение изменений в ЛК РФ и в подзаконные акты, ранее принятые МПР РФ. Набирает обороты Департамент охоты МСХ РФ. При МСХ РФ создан Совет по охоте и охотничьему хозяйству, в который входят весьма представительные лица. Совет можно было бы обогатить специалистами охотничьего хозяйства. Среди основных проблем Совета – разрешение вопросов по обеспечению государственного управления охотой и охотничьим хозяйством по первоочередным, среднесрочным и долгосрочным направлениям деятельности в части многоцелевого использования охотничьих угодий. Заострен вопрос по привлечению к должной охране животного мира, отнесенных к объектам охоты, работников общественных организаций охотников, общественных охотинспекторов, по установлению порядка выдачи удостоверений на право охоты и процедуры выдачи охотничьих билетов. Поднят вопрос об ускорении принятия закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве», о включении понятия «ведение охотничьего хозяйства» в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
В целях развития полувольного содержания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и привлечения инвестиций также необходимо разработать подзаконные акты, тем более дорога к этому открыта еще ФЗ «О животном мире» и ГК РФ.
Но для единения охотников России ради сохранения и успешного развития охотничьего хозяйства необходимо концептуально двигаться к Национальной федерации охотничьего хозяйства на базе Ассоциации «Росохотрыболовсоюз», как это в той или иной степени имеет место во Франции, Швеции, Польше, в других государствах. Это не означает потери в финансовой, организационной сферах тех или иных охотпользователей. Это придаст лишь упрощение в управлении, повысит коллективную ответственность и экономический результат отрасли. Это же укрепит сотрудничество и взаимодействие с МСХ РФ.
А задачи в интересах стабильной России все те же, что и в советские времена: сохранить и приумножить потенциал охотничьего хозяйства как самостоятельного вида экономической деятельности; объединить вокруг решаемых проблем граждан, связанных с охотничьим хозяйством; повысить ответственность и заинтересованность их за сохранение и воспроизводство фаунистического состава, среды обитания диких зверей и птиц, поддержания их биологического разнообразия через оптимизацию охотничьих угодий. В помощь к будущему закону «Об охоте и охотничьем хозяйстве» потребуется разработать Типовые правила охоты, Концепцию устойчивого развития охотничьего хозяйства, построенную на принципах эколого-экономического обеспечения такого развития важной для России отрасли, тогда и получится все гости к нам – и за опытом, и за охотой. Это успокоит и большинство охотников, уставших от былых потрясений.