Наследство предков надо уважать

В «Российской Охотничьей Газете» № 7 за этот год опубликована изумительная по своему нравственно-воспитательному значению статья Виктора Федоровича Гурова «Охотничьи традиции – наследство наших предков»

Охотничьи традиции – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано нами от охотников старшего поколения.

И вспомнилось мне сказанное лет 20 тому назад старейшиной московских борзятников, ныне уже покойной Валентиной Александровной Дроздовой в интервью Карине Павловне Савельевой для журнала «Охота и охотничье хозяйство»: «Раньше по кличке можно было узнать породу собаки». То было раньше.

Есть в моей библиотеке «Охотничий календарь» (Справочная книга для ружейных и псовых охотников) Л.П. Сабанеева 1904 г. издания. В нем перечислены именно им присущие клички борзых, гончих, легавых. В ХIХ – начале XX века, наверное, никому бы в голову не пришло назвать борзого кобеля Блик или Блок, Кир или Руслан. А вот Асмодей, Блистай, Угрюм и т.д. – это клички, как бы неофициально зарезервированные только за борзыми. Об этом неоднократно напоминал в своих статьях потомственный борзятник А.А. Оболенский.

Прекрасные клички гончих оставили нам в наследство «малограмотные псари и доезжачие с помещичьих псарен», как их иногда определяют некие «умники» от охоты: Аккорд, Будило, Вопило и т.д. – для выжлецов; Ария, Будишка, Волынка, Говорушка и т.д. – для выжловок. Трансформация кличек, присущих именно гончим, шла постепенно, накапливалась столетиями на этих «помещичьих псарнях». Клички гончих – это тоже наследие охотничьих традиций, пласт национальной охотничьей культуры.

Известный гончатник Н.П. Пахомов писал: «Кличка гончей должна вызывать в воображении охотника определенный момент охоты с собакой или метко характеризовать данную гончую. Поэтому клички могут быть трех групп:

Первая группа кличек подстать самой охоте: Добывай, Добыч, Добычка – рисуют добычливость гончей, ее умение найти зверя; Помыкай, Будишка – важный первый момент подъема и помычки зверя.

Вторая группа кличек тесно связана с голосовыми данными собак: Заливай – указывает на то, что гончая «заливается» на гону, имеет залив; Рыдало – напоминает томный, протяжный голос, собака как бы рыдает на гону, сдваивая и страивая голос. Клички Бас, Тенор сродни тембру голоса; Флейта, Фагот, Скрипка говорят о том, что голос собаки схож с музыкальным инструментом; кличка Камертон подходит вожаку стаи.

Третья группа кличек – Заварка, Шумишка – характеризует работу гончих, тот заркий дружный гон, который бывает на хорошей охоте».

Конечно, сейчас практически оставлены незвучные и просто безобразные клички, которые иногда встречались в старых охотах: Пугало, Хайло, Холуй, Храпунья. С другой стороны, появились новые, очень удачные клички – звучные, красивые, удобно произносимые: Аист, Аида, Алтай, Гусля, Добрыня, Лира, Муза, Радоль, Шелонь. А как прекрасно звучат клички смычков гончих: Плакун-Плакса, Заливай-Заливка, Добывай-Добычка, Соловей-Свирель и т.д.

Знакомясь с результатами выступлений наших гончих на всероссийских состязаниях в Марий Эл, на состязаниях в Уфалее Челябинской области, в Твери на приз Н.П. Кишенского, на X Юбилейной выставке 2007 г. в Твери и других, с тревогой отмечаю, что так называемый «дикий капитализм», черной плесенью поразивший и отечественную культуру охоты, не обошел стороной и наш родной язык гончатников. И стал он в последние годы засоряться откровенным словесным мусором. Речь прежде всего идет о кличках гончих.

Своими тревожными мыслями поделился с известным гончатником текстильного края, экспертом всероссийской категории по породам и испытаниям гончих Поляниным Павлином Александровичем. И вот что он мне ответил:
«Меня тоже волнует непонимание некоторыми гончатниками значения клички своего питомца. Именно с клички начинается сохранение охотничьей традиции, которую заложили в охоте с гончими наши предки. Простительно, когда кличку Джек дает молодой, начинающий охотник, плохо знающий историю развития гончих.

Печально, когда опытные, зрелые гончатники называют своих гончих: Базар, Риска, Агон. Можно привести и еще множество примеров. Очевидно, назрела необходимость напомнить им, с чего начинается охотничья культура».

На состязаниях русских гончих Северо-Западной зоны в октябре 2007 г. выступала команда из Карелии в составе: Плакун Липунова Н.В., Будило Лычагина В.В. и... Шалопай Григорьева В.Б.

Известно, что под определением «шалопай» подразумевается бездельник, разгильдяй, лодырь. Ну какое же отношение имеют эти определения к кличке нашей национальной породы русская гончая? Чем думал Гpигopьeв В.Б., так бездарно оскорбивший в щенячьем возрасте своего лопоухого красавчика?

На всероссийской выставке 2007 г. в Твери в ринге выжлецов старшей возрастной группы первым прошел... Авось многоопытного гончатника Погодаева Е.И. Да простит меня уважаемый Сипейкин Виктор Петрович, дабы не оскорбить память Пахомова Николая Павловича, будучи экспертом в ринге, я бы выжлеца с безобразнейшей кличкой Авось первым никогда не поставил.

Далеко не новичок в работе с гончими Малинин В. из Перми назвал своего русского пегого гончего выжлеца Бард. Когда я его спросил, почему он выбрал такую кличку, он ничего вразумительного сказать не мог. Бард, да и только! В 50–90-е годы прошлого века в Перми жил известный на весь Урал своими прекрасными русскими пегими гончими Киров Алексей Алексеевич. Глубокий след в породе оставили его гончие. Боюсь, что, превозмогая тлен, проклинает он того же Малинина и иже с ним, оскорбляющих гончих кличками Шах, Пиф, Гред и др.

«Очевидно, назрела необходимость напомнить им, с чего начинается охотничья культура» – привел я выше слова Полянина П.А. из его письма. Но, как неоднократно убеждался, эта истина может найти живой отклик только в душе ИСТИННОГО охотника. А таким, по определению П.М. Мачеварианова, «... может быть лишь тот, кто: а) благовоспитан; б) образован; в) умен; г) честен; д) благороден; е) добр и ж) вечно юн душой. Хотя эти качества не мешает иметь каждому человеку, но для истинного охотника они необходимы». Так-то оно так, но...

В 1997 г. к нам в секцию русских пегих гончих МООиР пришел Олег Черников. По образованию охотовед-биолог. Очень мы обрадовались такому пополнению, ввели Олега в бюро секции, рекомендовали на курсы при МООиР по подготовке экспертов. Курсы он окончил, на мое предложение на выставках набираться опыта, а потом подавать материалы на присвоение звания эксперта III категории по породам гончие ответил отказом. Проявил некоторый интерес к полевой работе гончих, стажировался.

Когда я узнал, что он своей первой русской пегой гончей выжловочке дал кличку Бомба, обратил его внимание, что эта кличка оскорбляет светлую память Сабанеева Л.П., Челищева Н.Н., Пахомова Н.П., Казанского В.И., оставивших нам в своих трудах как завещание и перечень кличек гончих. Кличка гончей – напомнил я ему дальше – это пласт нашей национальной охотничьей культуры.

– Алексей Николаевич, эту кличку дала моя жена, и менять я ее не буду, – услышал в ответ.

В 2005 г. Черников О. собрался с этой Бомбой на состязания в Смоленск и стал требовать включить его выжловку в команду.

– Олег Алексеевич, – напомнил я ему, – неужели тебе не стыдно будет везти на многострадальную смоленскую землю гончую с безобразнейшей кличкой Бомба? Там тысячи и тысячи наших воинов и мирных жителей погибли под бомбежками. Эти состязания проводятся в память о славном защитнике отечества, гончатнике довоенной поры Григории Ивановиче Двоеносове. Он погиб на войне. Теперь его увлеченность гончими продолжает сын Григория Ивановича Петр Григорьевич Двоеносов (к сожалению, в 2006 г. так рано скончавшийся).

– Олег Алексеевич, боюсь, что Петр Григорьевич попросит главную экспертную комиссию гнать тебя в шею вместе со своей Бомбой. Я знаю маршрут движения членов наших команд русских и русских пегих гончих к месту проведения состязаний в Духовщине. Будут они проезжать и через населенный пункт Воронцово. Там в братской могиле воинов, погибших окрест этого места, лежит и мой дядя, брат моей мамы Беляров Семен Александрович. Он погиб от прямого попадания бомбы в блиндаж. Я попрошу членов нашей команды остановиться у памятника и от всей нашей родни посигналить.

Формирование команды было поручено мне, и я Олегу Черникову отказал: «Нет, Олег, ты не поедешь». – «Ах, раз так, я ухожу из бюро!»

«Не все ли вам равно, кто и как называет свою гончую. Это же личное дело владельца», – слышал я упреки по поводу этой Бомбы.

Отвечаю: дело в конце концов не в кличке, а в нашей культуре, в сохранении памяти о прошлом, о бережном отношении к культурно-историческим традициям, национальном самоуважении.