ДОРОГА ОТ ПОРОГА...

Процесс добычи рыбы включает в себя и дорогу к месту рыбалки (нередко путь этот превращается в туристский поход), и разбивку бивака, и, конечно же, приготовление пищи на костре. Дорога ходоков (как и рыбаков) в лицо не знает. Зато рыбаки (разного звания, чина и возраста) обязаны знать о дороге все. Лучше всего прислушаться к советам опытного путешественника.

ЖИВОЙ ОГОНЬ

Никаких примусов, паяльных ламп, газовых горелок. Только спички (зажигалка), разжига и дрова, которые попадаются по пути. Их везде можно найти. Во всяком случае, чтобы вскипятить кружку чая, достаточно пучка сухой травы, нескольких веточек, какого-нибудь обломка коряги. Особенно трудно бывает развести костер в дождливую погоду. Если поленья и сучья покрыты набухшей влагой корой, то ее следует содрать (возможно, что вода не проникла до древесины).

Не стоит накладывать мокрые дрова на костерок, что едва разгорелся. Это может лишь навредить делу. Когда же огонь набрал силу, то тут не зевай – одни дрова сверху костра, другие рядом, чтоб подсыхали. Еще один совет из опыта сельской народной жизни. Чтоб сырые дрова быстрее разгорелись, достаточно посыпать их щепоткой крупной соли. В сырую погоду помогает быстро развести костер кусочек свечки. Его втыкают в землю, поджигают, а сверху дрова.

В ПЛЕНОЧНОМ КОКОНЕ

Во время непогоды в пленку ( размер ее должен быть три на три метра) можно полностью завернуться вместе с рюкзаком и прочим дорожным скарбом. Пленочный «кокон» защищает также и от холода. На побережье пленку можно натянуть, использовав растяжки и бельевые прищепки. Таким же образом днем для создания тени натягивается и тент из подстилки или одного из спальников. Человеку для комфорта вокруг и внутри себя на самом деле не так уж много надо, и рай ( пусть даже на одну ночь!) возможен в любом шалаше.

ГЛОТОК ВОДЫ

Остановка у сельских колодцев и колонок в походе уже превратилась в своеобразный ритуал. Дело в том, что вода в полиэтиленовых бутылках нагревается мгновенно (правда, можно завертывать бутылку в подстилку, которая лежит в чехле рядом со спальником, или в несколько слоев газеты). Поэтому мы пополняем ее запас практически в каждом населенном пункте. Кстати, это хороший способ завязать знакомство.

Зной лишает сил и даже мыслей о той же воде. Ее приходится потреблять с оглядкой. Зато можно сколько угодно есть вишень. В селах они растут на обочинах сплошными рядами. За время месячного скитания по южным степям мы таким вот способом пропустили через себя, наверное, по ведру вишень. Хорошо в жару потреблять и кислое молоко. На привалах мы приспособились хлебать кисляк ложками, накрошив в миску зеленый лук и укроп. Кстати, если добавить в эту смесь картохи, яйцо, получится что-то типа окрошки или холодного борща. Неплохо утоляет жажду и чай с добавкой тех же вишень, полевых трав. Однако в жару возиться с костром нет желания. Лучше уж кислячок...

КРУЖКА – ПОХОДНАЯ ПОДРУЖКА

Небольшая посудина с ручкой сбоку, которую повсеместно называют «кружкой», нередко заменяет путешественнику и котелок, и миску, и даже ложку. Со своим уставом в чужой монастырь лезть не стоит, а вот со своей кружкой к костру всегда можно присуседиться. И в пеших походах, и на реке кружка у меня всегда под рукой. Пару глотков горячего напитка зачастую вполне хватает, чтоб продолжить путь.

 В кружке можно приготовить и первое, и второе, и третье. Как это лучше всего сделать? Я размещал кружку на подставке, вырезанной из консервной банки,а вокруг разводил небольшой костер. В лодке кружка утапливалась в банке из-под кофе. Сбоку в ней делалась вертикальная прорезь для ручки,а снизу вырезалось оконце, в которое я всовывал свечной огарок или таблетку сухого спирта. От них вода в кружке закипала в течение 5-10 минут. С помощью свечи и сухого спирта доводилось готовить чай в кружке прямо в палатке. Кружка, которую удерживало проволочное кольцо с дужкой, подвешивалась к шнуру, что свисал с потолка. Расстояние до пола регулировалось в зависимости от высоты свечи и пламени от нее. Вода в кружке закипает быстро. Поэтому ее можно просто подержать над костром. Я для этого использую рогульку, разветвленный конец которой вставляется в дужку ручки.

ПОХОДНАЯ КУЛИНАРИЯ

Как полопаешь, так и потопаешь. Истина на все времена. Наш дорожный харч весьма прост и сытен. Хлеб, сало, лук, пшено, подсолнечное масло. Естественно, не обходится без разных добавок и даже деликатесов. Это прежде всего зелень. Сердобольные старушки охотно снабжают нас и зеленым луком, и укропом.

Вечером, как правило, сами готовим на костре. Ужин в чистом поле или на берегу – и насыщение, и отдых, и ритуал.

Сами собой рождаются новые блюда, рецептурой которых охотно могу поделиться. Обычно в походе сало над костром поджаривают на веточках. Я попробовал это делать в ложке. При таком способе не теряется драгоценный жир.

Поджарил ломтик сала (можно даже с луком) и сразу его на хлеб. Хорошо в жару сохраняется плавленый сыр, перетертый с солью. В течение двух недель мы исправно использовали его вместо масла. Чрезвычайно вкусен и, к тому же, весьма сытен простой чай с добавлением вишен, яблок, степных трав.

КОМАРЫ – ДО ПОРЫ

Однажды на ночь мы прибились к стану кранодарских пчеловодов. Те сгрудились возле костра и вовсю хлестали себя ветками, которые наломали в ближайшей посадке. Изредка зеленые веники опускались, и тогда круг притихших черных сгорбленных фигур с надвинутыми на опухшие лица капюшонами обходила большая кружка. Будто совершалось некое ритуальное таинство с хмельным причащением. Однако и оно не спасало от комаров, которые в безветренной тишине становились все злее и напористее. Мы даже не стали распаковывать свой багаж. Наскоро угостившись медом и чабрецовым чаем (в другое время я бы по достоинству оценил их вкус), тут же залезли в спальники. Их нутро оказалось надежной защитой от гнуса. Правда, оставалось открытым лицо. Его защитил платок, которым обычно прикрывались во время дневного зноя. Душновато, правда, было, однако ночь провели сносно. Было бы совсем неплохо (это уже на будущее ) , если б прихватили с собой по куску марли. Ее можно использовать в качестве небольшого надголовного полога (вместо каркаса подойдут воткнутые в землю ветки). Тело – в спальнике, а голова – под марлевой накидкой. Вполне достаточно, чтоб расслабиться, подремать без кошмарных сновидений и конвульсий. Вместо марли в полесских лесах я использовал простыню. Она оказалась весьма полезной вещью в моем походном багаже. Во время дневной дремы спасала от мух и слепней, ночью – от гнуса.