По моему глубокому убеждению, нравственным человек не рождается. Его таковым делают семья, школа, общество. И на первый план выступает такое понятие, как воспитание. А кто занимается воспитанием нашего охотника?
Государственные охотничьи чиновники эту нелегкую работу спустили в общества. Я так понимаю – в коллективы и районные общества охотников. Если мы от этой работы под давлением демагогов, кричащих «о нарушении прав и свобод личности», откажемся, то все останется по-прежнему. Как сказал классик, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».
Но такие слова Игоря Суслова («Нормы отстрела и нравственности», «РОГ» № 22, 2008г.) как: «Я сознательно избегаю слова «страсть» в смысле приложения к охоте и рыбалке. Для меня, как православного человека, слово «страсть» однозначно отрицательное. Под этим словом в православии понимается такое состояние человека, когда грех полностью овладевает человеком и он уже не может сопротивляться ему. Есть люди, одержимые страстью охоты и рыбалки. Они не просто не могут не охотиться и не рыбачить, а вся жизнь их подчинена этому увлечению, и они забывают свой долг перед семьей. Все их время, деньги уходят на удовлетворение страсти». Игорь для убедительности приводит выдержку: «Если же кто о своих, особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного». И далее пишет: «Такой человек для удовлетворения своей страсти ни на какие нормы смотреть не будет».
Не знаю, кого как, а меня Игорь зацепил под самые «жабры». Его слова я так и эдак примерял на себя. С одной стороны, я всю свою сознательную жизнь отдал служению Отечеству, люблю свою семью и всячески о ней забочусь, а с другой – я с 12 лет с ружьем и так люблю охоту, что при всяком удобном случае страстно предавался ей. В голодные послевоенные годы она давала мне кусок мяса. А когда жизнь наладилась, особенно с лейтенантских лет, для меня слаще развлечения, чем охота и не было. Охота удерживала от дружеских попоек, курения, игры в карты и других увлечений молодости.
В последние годы из-за болезней навалились операции. Особенно последняя в 2005 г., когда академик Д. Шумаков штопал мое истерзанное сердце. Лежа на больничной койке и уставивши взгляд в потолок палаты, я вспоминал свои охоты. Они, как кадры замедленного кино, проплывали перед глазами. Воспоминания об охоте и вера, что я еще выйду весной в лес, постою на тяге вальдшнепа, послушаю мелодичный говорок белолобых гусей и услышу страстное жвяканье крякового селезня, придавали мне силы. И я победил. Правда, после этой операции я стал «птичником». Нет-нет! Я не пытаюсь спорить с Игорем и возражать ему. На мой взгляд, люди, о которых он говорит, что «они забывают свой долг перед семьей» увлечены не страстью. Их водит порок: алкоголизм, наркомания, похоть, жажда наживы и др.
Но это я так думаю. Я понимаю, что бы я ни говорил, в моих устах все будет звучать малоубедительно. И чтобы показать, что охота – страсть благородная и возвышающая душу человека, надо иметь огромнейший дар слова. Я долго размышлял над словами И. Суслова и, чтобы написать эту статью, обратился к Библии, литературе и к ныне здравствующим настоящим и правильным охотникам.
Я не басурман и веру своих предков чту. В Святом Писании (Быт.1X 1–3) сказано: «И благословил Бог Ноя и сыновей его и сказал им: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю (обладайте ею); да страшатся и да трепещут Вас все звери земные (и весь скот земной), и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские – в ваши руки отданы они; что живет будет вам в пищу». Но человек не был бы человеком, если бы он в охоте видел только способ добывания пищи. Люди вняли и такому благословению Господа Бога нашего как «и наполняйте землю (обладайте ею)». Люди наполнили охоту такой красотой, такой страстью, что она и по сей день не отпускает их души.
Поэт А. Некрасов, всю жизнь находившийся в объятиях волшебной охотничьей страсти, писал:
Благо тому, кто предается во власть
Ратной забавы: он ведает страсть
И до седин молодые порывы
В нем сохранятся, прекрасны и живы.
Л. Толстой подметил: «На охоте отдыхает ум и трудится тело». Благотворное влияние охоты на здоровье человека – также одна из причин ее притягательности. Недаром ни один поэт, писатель или живописец, хотя бы изредка бывавший на охоте, не мог удержаться от чарующих ощущений на вальдшнепиной тяге (послушать, как трава растет), на глухариных и тетеревиных токах или на охоте с подсадной и не выразить их в своем творчестве. А что может сравниться с окутанной пухлым туманом августовской утренней зарей в лесу или на сонном озере? А какие чувства вызывает у охотника появляющаяся из-за горизонта пылающая краюшка дневного светила? Вот как писал о своих ощущениях И.С. Тургенев: «...и тихо выплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком: сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо!»
Народная мудрость гласит: «Не довольство, а охота человека тешит». Удачный исход охоты дает страстное наслаждение от обладания долгожданным трофеем. Вот как повествует о своих переживаниях в преследовании волка известный русский писатель Борис Зайцев в рассказе «Мгла»: «Я сжимал все мускулы в себе, корчился от желания схватить его, в слепой ярости бросился вниз за ним в овраг, что-то кричал. В горле хрипело, пальцы хрустят, рот дергается, что-то безумное владеет мною... Но он мой, мой! Теперь уж его серое тело крепко сидит на макушке моего ружья – какое наслаждение. От первого выстрела, как от удара плетью, он весь передергивается, морда никнет в снег...»
Я на всю жизнь запомнил свою первую подстреленную крякву. Октябрь. На пруду образовались закрайки льда. За ними табунок уток. Я, 12-летний мальчишка, прячусь в кустах. Судорожно сжимаю берданку 28 калибра. Жду, когда утки сплывутся. Вот он долгожданный миг! Выстрел. Все скрывает дым. Слышу шум крыльев сорвавшихся уток. Выскакиваю из кустов и мчусь к воде. На воде бьется птица. В обуви и одежде, не задумываясь, бросаюсь в воду. Ломая лед и поднимая фонтаны брызг, бегу к утке. О счастье! Она у меня в руках. От охватившего возбуждения мне становится жарко. Лоб покрывается испариной. Своим переживаниям нахожу точное определение в словах С.Т. Аксакова: «Ты золотое время детского счастья, память которого так сладко и грустно волнует душу старика. Счастлив тот, кто имел его, кому есть что вспомнить!»
Время, к сожалению, неумолимо. С возрастом охотничья страсть у некоторых людей ослабевает, но иногда, как сказал поэт, сохраняется «и до седин». И в этом охотничья страсть схожа с любовью к женщине. А любовь людям подарил Господь Бог. Поэтому и охотничья страсть, и любовь к охоте не могут быть греховными. И.С. Тургенев говорил, что охота – такая забава, которая «...сближает нас с природой, приучает нас к терпению, а иногда и к хладнокровию перед опасностью, придает телу нашему здоровье и силу, а духу – бодрость и свежесть». Ему очень хотелось, чтобы именно такая охота «...долго бы процветала в нашей родине».
Охотников нередко упрекают за бесшабашную стрельбу, особенно на весенней охоте и на открытии летней. Но это палят не охотники, а «человеки с ружьями». О.К. Гусев, главный редактор журнала «Охота и охотничье хозяйство» в статье «Не то, что мнится вам, охота!» пишет: «Охотник, если это охотник, а не браконьер и не садист, никогда, ни при каких обстоятельствах не лишит жизни живое существо просто так, зря, ради потехи или забавы».
Многие современные охотники на вопрос «как охота?», с чувством глубокого удовлетворения отвечают: «Настрелялся от души». В их понимании охота из стрельбы и состоит. Вряд ли кого-нибудь оставят безучастными строки из рассказа В. Чернышева «Солнечный туман». Название-то какое! Звучит как музыка. Он пишет: «Выстрел – всего лишь мгновение в том, что называется охотой. Если бы от нее осталась одна стрельба, я уверен, все настоящие охотники распрощались с ней навсегда». Если из охоты выхолостить любовь и страсть, то она превратится в банальный поход за мясом.
Все мои ссылки на признанные авторитеты преследуют одну цель – призвать охотников самокритичнее взглянуть на себя и поглядеть правде в глаза. Ведь как многие из нас ведут себя на охоте? Действительно греховно. И такая охота ничего общего не имеет с охотничьей страстью, воспетой настоящими и правильными охотниками.