КОНСЕРВАТИЗМ И КРЕАТИВ

Многие вещи в этой жизни мы делаем автоматически, следуя своим привычкам и стереотипам. Каждый день большинство из нас проживает по шаблону, не стараясь внести никаких корректив. Так же и большинство рыболовов – как зомби, запрограммированные на одни и те же действия, мы гоняемся за рыбой в тех местах, где по нашей общепринятой теории она  в это время года должна быть сосредоточена. Каждый день приходим и ловим на заветной яме, в которой ловили еще и десять лет назад. А потом сами и сокрушаемся: «Вот, дескать, раньше было...»

К чему я все это? А к тому, что мы все, в своем абсолютном большинстве, крайне консервативны и недоверчивы ко многим нововведениям, новым мыслям и идеям. С одной стороны, это однозначно хорошо, но однозначность эта недолговечна. Прогрессирующая в наше время рыболовная общественность с каждым днем создает все больше и больше новых снастей, приманок, насадок... Вспомнить хотя бы, чем мы ловили те же десять лет назад, и какие снасти сейчас мы считаем обычными.

Но и в наше время можно увидеть на берегу рыболова с древней «Невской» катушкой и металлическим спиннингом – и ведь, случается, ловят такие рыболовы намного лучше приезжих с их навороченными снастями.

Всех наших рыбаков можно разделить на две группы – консерваторов и «реформистов». Как можно догадаться, закоренелых консерваторов на порядок больше, чем закоренелых «реформистов».

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ  КОНСЕРВАТИВНОГО  ПОДХОДА

Все мы так или иначе консервативны, разница лишь в оттенках. Кто-то готов мне возразить, мол, он отнюдь не консерватор?

А сколько раз мы пытаемся ловить на том же участке водоема, где удачно отловили совсем недавно? И ведь ловим там на то, что принесло нам успех в прошлый раз. Чем не проявление консерватизма? Самая запущенная форма «консервативной болезни» – когда мы приходим на то же место не раз и не два, а приезжаем сюда и зимой, и весной, и летом. И вообще, выходной за выходным проводим здесь. В этом определенно есть плюс – мы изучаем место с особой тщательностью и можем открыть немало интересных фактов, но есть и минус – мы выбиваем рыбу и не даем ей тут пополниться. А если рыба сходит, накалывается на крючок, то она становится более осторожной и хитрой. А если нам повезло, и место ежедневно пополняется подходящей рыбой, то вскоре рыбалка превращается в процесс рыбозаготовки.

Нет уже духа соревновательности, поиска и «свежей струи», что однозначно не есть хорошо. Рыболов становится машиной, он приходит на одно место, ставит оптимальную приманку, т.е. ту, на которую он выловил здесь большинство хвостов (что-то вроде «чебурашка» 13,5 граммов + красный твистер с перламутровым хвостиком и желтыми блестками) и кидает в одну точку. Если рыбак окажется на новом для себя месте, какую приманку и снасть он применит? Конечно, ту, что приносила ему успех на той, старой «точке». Не добившись успеха, он однозначно решит, что рыбы тут нет. А может, надо было просто убрать с веса чебурашки какие-то 4–5 граммов? Но этот вопрос навряд ли придет рыболову в голову.

Двигатель рыболовного прогресса – бесклевье. Именно во время бесклевья на наших любимых местах мы начинаем экспериментировать, придумывать что-то новое, вносить коррективы в нашу снасть, приманки, а может, даже в место ловли! Это уже более оптимистичная форма «консервативной болезни», а возможно – и проявление креативных начал.

Такой рыболов, который осмысленно старается подобрать под определенные условия  какую-то оптимальную приманку, консервативен по своей природе. Почему? Представитель консервативного лагеря тем и отличается от представителя креативного, что он пытается найти ЕДИНСТВЕННО оптимальную приманку (снасть, технику, тактику и т.д.) и использовать ее где-то на протяжении всей жизни.

Как и все консерваторы, я не люблю, когда рыба не клюет, но это обстоятельство заставляет меня искать нестандартные подходы к рыбе. Я делаю новые, иногда весьма неожиданные приманки, могу поставить 5-граммовую чебурашку там, где обычно ловлю на 40-граммовую «голову», но при этом, найдя и поймав на что-то необычное рыбу, начинаю считать, что нашел верный подход, и в следующий раз, когда попадаю на отсутствие клева, применяю то нестандартное, благодаря чему удалось поймать в предыдущий раз. Значит, что моя «консервативная болезнь» часто может побороть проявление креативного начала. И в этом есть смысл. Все должно быть  в меру.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ  КРЕАТИВНОГО  МЫШЛЕНИЯ

Именно в креативном подходе к рыбалке нужно знать меру. Ни в коем случае нельзя превращать рыбалку в погоню за всеми новинками рыболовного мира.

В чем может проявиться креативное начало в рыбалке? Это применения нестандартных приманок (снастей, тактики, техники и т.д.) для конкретных мест ловли. Иногда такое проявление напрочь лишено здравого смысла – и в этом, как ни странно, есть определенный смысл. Представим ситуацию. Мы находимся на берегу городского пруда. Наша цель – немногочисленная, солидно подвыбитая и запрессованная городскими рыболовами щука. Вы думаете, щука здесь будет клевать на стандартные колебалки и вертушки? Да, будет, но крайне редко – если только во время сумасшедшего жора при резкой смене каких-то  атмосферных явлений (или при определенных фазах Луны), и то, если мы эту самую колебалку ей прямо под нос положим. А если щука крайне пассивна? Лето, жара, купающаяся ребятня, водоросли – сколько щук вы ловили в таких условиях на колебалку в пруду, находящемся в черте города? Скорее всего, ни одной... А ведь ее можно поймать. Вы, наверное, представляете, сколько раз за день щука из подобного пруда вынуждена наблюдать многочисленные рыболовные обманки, к которым уже привыкла. Выход – попробовать соблазнить ее какой-то нестандартной приманкой. Я часто ловил таким образом на огромные яркие стримеры без огрузки. Это, конечно, отдельная тема для разговора. К слову, такой мой стример слишком большой для населяющих водоем хищников и он ярко-зеленый. Вместо такого стримера может выступить другая неожиданная приманка, главное для нас – «удивить» щуку чем-то необычным, и она схватит это, даже если не голодна. Любопытство может лишить не только Варвару носа, но и щуку – жизни. Это надо иметь в виду всем городским рыболовам.

Вы никогда не задумывались, почему часто лучше всех ловит новичок, впервые попавший на рыбалку? Как действует новичок? Попадая в компанию бывалых рыболовов, он начинает повторять за техникой и тактикой более опытных товарищей. Но часто техника, скажем, проводки (например, воблера минноу) отрабатывается до автоматизма не на первой и не на второй рыбалке – на это может уйти и месяц, и два, а то и год. В итоге проводка новичка может получиться нестандартной, может быть, похожей на движение добычи в конкретном месте – и в итоге новичок в фаворитах!

Креатив может найти свое воплощение и в местах ловли. Часто вам, например, приходилось ловить судака на спиннер-бейт в прибрежных водорослях? А мне приходилось. И на этом можно даже теорию построить – бывают времена, когда судак подходит прямо к водорослям и ловится чуть ли не как щука, которой в низовьях нашего водохранилища раз-два и обчелся.

Новое движение в спиннинге – ловля на воблеры-минноу – основано именно на нестандартной подаче приманки пассивной щуке. Я на практике убедился, что грамотно поданный минноу может творить чудеса, но абсолютно не ловить при равномерной проводке. То есть ловишь в одном месте твичингом – есть поклевки, ловишь равномерно – остаешься с нулем. И это вовсе не фикция, это подтверждено неоднократно практикой.

Вспоминается одна рыбалка. Жаркий июль свел на нет все попытки поймать хитрого бьющего жереха. Уловистый в июне мыс собрал на себе десятка два спиннингистов, ловящих, как и месяцем раннее, на кастмастеры, но никто даже заинтересовать не смог ни одного бьющего жереха. Все, наверное, так и остались бы уверены, что жерех не клюет, если бы не ваш покорный слуга, стоящий  в центре рыбаков. Мне удалось в тот день выловить четыре крупных жереха при том, что остальные, подчеркну, даже поклевки не видели. А сделал я все просто – вместо традиционного крупного кастмастера поставил маленькую вертушку – меппсовскую «единичку». Слишком просто? А зачем усложнять?

Еще один пример – это верто-воблер. В основе – опять-таки креатив, нестандартность.

В моей практике было много таких случаев проявления креатива – некоторые попытки заканчивались успешно, а некоторые нет, но поиски не должны заканчиваться. И опять-таки, если найденную нестандартную приманку или технику ловли мы начинаем сосредоточенно и весьма целенаправленно применять везде и всегда – это уже проявление нашей «консервативной болезни».

ИТАК,  ЧТО ЖЕ ЛУЧШЕ?

Что лучше – быть однозначным представителем консервативного или креативного движения – спорный вопрос, и вы это поняли по ходу моего повествования. Каждый решает сам. Важен грамотный, осмысленный подход, но мыслить надо стараться более глобально, широко, охватывая самые неожиданные стороны вопроса.

Лично я для себя давно решил совмещать умеренно-креативный подход с умеренно-консервативным продолжением дела, начало которому дал тот самый креатив.