РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ ОХОТА

В январском номере журнала «Охота и Рыбалка – XXI век» за 2008 г. прочитал статью заслуженного мастера спорта Олега Лосева о грядущем крахе результативных охот.

А что такое результативная охота? Это охота, которая принесла трофей.

Если я с охоты принес домой утку, зайца, даже всего лишь рябчика – она уже результативна. И не надо в одну кучу валить охоту и отстрел дичи или зверя. То, за что ратует О. Лосев – это не охота. Это стрельба по живым мишеням.

Это очень напоминает садочную стрельбу по голубям, которую впоследствии заменила стендовая стрельба по тарелочкам.

Сам процесс охоты выхолащивается настолько, что «охотнику» остается лишь поднять ружье и выстрелить. Остальное за него уже сделано. И не дай бог, если «охотник» будет испытывать малейшие неудобства. Он должен с комфортом подъехать на автомобиле к базе охотхозяйства, где разместится с городскими удобствами. Затем его привезут на лодке, снегоходе или каком другом транспорте к тому месту, где и будет производиться сама «охота», простите, отстрел дичи или зверя.

А где же скитания по охотничьим угодьям в поисках дичи, где же чай из лесного ручейка, где ночлег у костра с бездонным звездным небом над головой? Или ночлег в лесной избушке, где стоит такая тишина, что звенит в ушах. Где подъем с утренней зарей, бриллиантовая россыпь росы на траве в лучах восходящего солнца и темный след позади прошедшего охотника? Где гром крыльев внезапно поднявшей птицы, которую нашел сам, без егерей? И как результат всех моих охотничьих усилий – выстрел, и трофей в руках. Для большинства охотников вся прелесть охоты и состоит в возможности побыть один на один с природой, пройтись по новым местам. Или по старым, хорошо знакомым, но с каждым годом меняющимся.

Так охотились и охотятся большинство рядовых охотников, которые берут путевку на сезон в ближайшие охотничьи угодья и проводят там свои выходные и отпуска. Они никогда не бывали в элитных охотхозяйствах, где отстреливают птицу десятками за день и только такой результат считают результативной охотой.

А рядом, в рядовых охотугодьях, дневная норма отстрела утки ограничена пятью утками. И это хорошо, что ограничена, я считаю, что и это много. Две-три штуки в день, и не маток, а селезней. Их можно отличить.

Я понимаю, если в этом охотхозяйстве сами разводят дичь, например, фазанов или уток. В таком случае они сами могут устанавливать любые нормы отстрела. Но если идет отстрел перелетной птицы, то нормы отстрела, установленные районным или областным обществом охотников, должны соблюдаться всеми на территории района или области. Без исключений.

А элитные охотхозяйства получают свою плату за комфортабельное проживание, обслуживание охотников-стрелков и гарантированный отстрел этой самой общерайонной или областной нормы.

Теперь об аренде охотничьих угодий. Я – за. Но в разумных пределах. Если несколько человек арендуют половину охотугодий района, причем лучшую, а абсолютное большинство других толкутся в той, что осталась, я не считаю это правильным. Участки, сдаваемые в аренду, не должны быть большими. Это будет побуждать арендаторов интенсивно вести хозяйство, разводить дичь и зверя, а не просто вести отстрел с прикормочных площадок зверей или перелетной птицы в удобных естественных местах кормежки. А общая площадь сдаваемых в аренду угодий – не более 20% охотугодий района. Ведь богатые охотники-стрелки могут себе позволить охоту в любой части света, а абсолютное большинство рядовых охотников охотятся там, где живут.

Теперь насчет того, что за удовольствие надо платить. Мы и так платим. Цена на путевки, ежегодная госпошлина, членские взносы в общество охотников, лицензии даже на тетерева – все дорожают и дорожают. Я уже не говорю о патронах и снаряжении охотника. И еще неизвестно, кто больший процент своего дохода тратит на охоту – рядовой охотник из своего невеликого заработка или охотник с крупным банковским счетом.

«Неумение охотиться, а порой и зависть основной массы охотников, случайно оказавшихся в радиусе 200–300 метров от знатока, раскинувшего на поле чучела... сведут все его старания к нулю» (О. Лосев).

Значит, у нас основная масса охотников неумелые и завистливые. Позвольте с этим не согласиться. Большинство, увидев чучела, даже близко не подойдут, охотник в засидке их и не увидит. А вот тех немногочисленных, неумелых и завистливых, надо обучать и воспитывать. Как на страницах охотничьих журналов, так и лично теми, кто сидят в скрадке. Чтобы охотничья этика и правила охоты не были пустым звуком. Но для этого эти правила должны быть едиными и обязательными для всех.

Довольно странным мне кажется пропаганда охоты, когда несколько человек отстреливают гусей многими десятками. И это преподносится как образец, к которому надо стремиться.

Гораздо разумнее подход к гусиной охоте Анатолия Азарова («Охота и Рыбалка – XXI век» № 3 за 2006 г. «Наставление по гусиной охоте»). «Сложность охоты на гусей объясняет, что эту птицу добывает лишь небольшая часть охотников (5–7%)... Рассчитывать на успех неподготовленной охоты бессмысленно. И сам не добудешь, и другим будешь мешать».

Но о завистливых и неумелых речь не идет.

«Я никогда не рассчитываю на какой-то сумасшедший вал гусей, а всегда бдительно жду одного налета, да мне вал и не нужен. Много набить я никогда не стремлюсь». Это снова Азаров. Вот пример настоящего охотника, который все делает сам, без егерей, для которого охота не беспрерывная пальба по живым мишеням, а возможность несколько дней провести на природе и взять несколько заслуженных трофеев.

Прекрасная возможность пострелять с пользой для природы и охотничьего хозяйства – это отстрел ворон. Сейчас их количество превысило все мыслимые пределы. А при отстреле охотничьих птиц нормы отстрела должны соблюдаться очень жестко. Всеми. Даже богатыми и жадными до стрельбы. Для стрельбы есть стенд.

Я хорошо знаю трудности обработки водоплавающей дичи. И с трудом верится, что десятки добытых уток или гусей попадут на стол. Скорее всего значительная их часть попадет прямиком в мусорный бак. На радость крысам и воронам.

Хочется сделать замечание и редакции столь любимого мною журнала «Охота и Рыбалка – XXI век». Когда видишь на фото охотников-стрелков, выложивших с довольным видом на борт своей моторной лодки вереницу уток, числом, намного превышающим дневную норму отстрела, думаешь о том, что неужели в редакции не знают о нормах отстрела и о том, что с лодок под мотором охота запрещена? Настоящим охотникам такие фото просто неприятно смотреть. А молодым, начинающим охотникам – это отрицательный пример для подражания. Раз им можно, то почему мне нельзя – вот ход их мыслей.

Я очень хорошо отношусь к Олегу Лосеву. И говорю это совершенно искренне. Всегда с большим интересом читаю его статьи, очень ценю его спортивные заслуги. Только талантливый и трудолюбивый человек может стать чемпионом Мира. Что касается ружей и стрельбы, то в этом деле он для меня большой авторитет. И очень жалко, если такой выдающийся человек считает, что в наше время только люди с толстыми кошельками достойны быть охотниками. А к рядовым охотникам относится с пренебрежением, как к досадной помехе.