На страницах «РОГ» идет активное обсуждение проекта закона об охоте в РФ, я хотел бы высказать свои соображения по ст. 22 проекта этого закона.
Согласно ст. 22 проекта закона об охоте в РФ «под охотой понимается нахождение граждан в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты». Данная статья в отношении граждан, находящихся в охотничьих угодьях с оружием, входит в противоречие со ст. 1 Федерального закона «Об оружии», где указано, что «оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия (далее – оружие) – производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации».
Таким образом, понятие «нахождение граждан в охотничьих угодьях с оружием» в проекте закона об охоте не описывается ни одним из определений оборота оружия, установленным действующим федеральным законом «Об оружии». Также данное понятие не соответствует критериям определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы. При этом возникает вопрос: а как быть с разрешенной законом «Об оружии» перевозкой и транспортировкой оружия, которые не имеют ограничений по территориальным признакам, в том числе и на территориях охотничьих угодий? При этом имеется в виду как охотничье оружие, так и огнестрельное оружие самообороны. Здесь следует отметить, что согласно п. 3 действующего в РФ Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР № 1548 от 10.10.1960 г.: «Охотничьими угодьями признаются все земельные, лесные и водопокрытые площади, которые служат местом обитания диких зверей и птиц и могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства».
То есть к охотничьим угодьям относятся почти все территории и естественные акватории, находящиеся вне населенных пунктов. Это означает, что нахождение граждан в охотничьих угодьях не редкость, а обычное положение вещей. И на этих территориях, которые по площади занимают большую часть РФ, отменяется действие закона «Об оружии» в части перевозки и транспортировки оружия. Таким образом, ст. 22 проекта закона об охоте в РФ дает возможность надзорным органам в лице МВД и Россельхознадзора считать разрешенную федеральным законом «Об оружии» перевозку и транспортировку оружия нарушением Правил охоты, что является недопустимым. По сути получается, что в проекте закона об охоте отменяются нормы действующего федерального закона «Об оружии».
В.С. КУЗНЕЦОВ, г. Волгоград
От редакции
РЕДАКЦИЯ СЧИТАЕТ ЭТИ ЗАМЕЧАНИЯ В.С. Кузнецова абсолютно правильными. Кроме того, в законе необходимо уточнить понятие «нахождение в охотничьих угодьях с оружием». Оружие может быть собрано (заряжено или разряжено), разобрано и зачехлено, наконец собранное ружье может находиться в специальном чехле. Неужели все эти варианты приравниваются и охотник в этих случаях считается производящим охоту? Например, я приехал в деревню в отпуск за день до открытия охотничьего сезона. От автобусной остановки мне предстоит идти пешком до дома в деревне порядка 3 км через охотничьи угодья. Ружье у меня в чехле, на поводке охотничья собака (кстати, как, скажите, мне идти с ней на поводке по узкой лесной тропинке, да еще и преодолевать упавшие деревья? Проще спустить с поводка, что все на практике и делают). Считаются ли мои действия охотой? Исходя из проекта закона – да. Но как же быть, если до деревни не добраться на транспорте? Все эти нюансы должны быть оговорены в законе.
Сергей ФОКИН