НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ

Когда поэт, описывая даму,  
Начнет: «Я шла по улице, в бока впился корсет»
Его не понимай, конечно, прямо,
Что, мол, под дамою скрывается поэт...
Я истину тебе по-дружески открою:
Поэт – мужчина, даже с бородою.
Саша ЧЕРНЫЙ

А кто нам так ловко навязал?

Задается риторическим вопросом автор статьи «Не сотвори себе кумира» Петр Семченков и, естественно, тут же, назвав их, разоблачает  идеологических супостатов – служителей «князя мира сего» (читай – диавола), «бога наживы и беспредельного эгоизма, тщеславия и корысти». Господи, кажется, только вчера мы прекратили обличать «акул капитализма», «служителей чистогана» и прочих «прихвостней империализма», покусившихся на первое в мире социалистическое государство и его святая святых – марксистско-ленинскую идеологию. Ан нет, все с того же алчного Запада вновь задули тлетворные ветры, пытаясь занести в возрождающееся Православие новой России плевелы ереси и споры «бесовской прелести». И вот вам доказательство – непонимание нашими охотниками глубинного смысла евангельского выражения «братья наши меньшие», всуе повторяемого по любому поводу. Но стоит ли стараться излечить сие непонимание?

Я думаю, что религиозное образование нашего народа настолько низко, что вряд ли на сотни людей, употребляющих эту невинную метафору, найдется один, изучивший Евангелие. Известный факт – Иоанн Кронштадтский хотел посвятить себя миссионерской деятельности и собрался было уехать на край Земли к алеутам. Но... присмотревшись вокруг, увидел, что «алеутов» хватает в столице православной империи, и надобность в поездке отпала, а он остался в Санкт-Петербурге. Это было около века назад, когда Закон Божий был обязательным предметом, сейчас же, после семи десятков лет гонимой или поднадзорной религии, их только прибавилось. Ну а кто же все-таки навязал? «Я истину тебе по-дружески открою...»  Да, не иначе, как всем известный Сергей Есенин:

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове.

Поэт был верующим (по меньшей мере, в душе) и религиозно образованным человеком. Косвенно мне довелось убедиться в этом в довольно раннем возрасте, когда он был запрещен. В руки попал затертый тетрадный листок со списком ответа Есенина Демьяну Бедному, написавшему пародию на Иисуса Христа. (Для молодежи: Д.Е. Бедный (Придворов) – обласканный первыми советскими вождями стихотворец, обитавший с ними в Кремле, наверное, первый исполнитель политического заказа, автор популярной песни, исполняемой на проводах в армию: «Как родная меня мать провожала, как тут вся моя родня набежала...») За ограниченное время я не смог заучить довольно большое стихотворение, но первую строфу запомнил на всю жизнь: «Вчера я в «Правде» прочитал неправду о Христе блудливого Демьяна. Мне гнусно стало, будто я попал в блевотину, изверженную спьяна». Заключительная фраза звучала так: «Ты только хрюкнул на Христа, Лакей Ефимович Придворов». Ни в одном из последующих советских изданий этого стиха я не встретил. Вне всякого сомнения, Есенин знал Евангелия, но не счел грехом уподобить зверье меньшим братьям. Знал поэт и о переносном смысле любой метафоры, так что «не понимай его, конечно, прямо...». В чем же здесь можно заподозрить кощунство?

Какой же смысл придается злополучной метафоре охотниками, к неудовольствию г-на Семченкова, часто ее употребляющими? На мой взгляд, самый благой. В контексте заботливого отношения к помощникам, в осуждении отождествления охоты с мясодобычей и стрельбы по не охотничьим птицам, всевозможного перестрела, стрельбы по самкам весной и пр. подобных ситуациях. Так что этой цитате очень даже повезло. Она самодостаточна для полной  передачи авторского смысла, что выгодно отличает ее от многих других, находящихся на слуху. Возьмите, к примеру, красоту, что, якобы, спасет мир, якобы, со слов Достоевского. Кто только ее не повторяет! Но ни один, ни один из них «Идиота» не читал. Во-первых, слова героя – это не слова автора. Во-вторых, князь Мышкин вслед обронил: «Коли бы она добра была» (могу быть неточен, источника рядом нет), а это принципиально другой смысл. Красоты кругом  с избытком, а доброта всегда дефицит. Другая цитата, лишенная авторской концовки, а потому и смысла: «Учиться, учиться и еще раз учиться», 70 лет этот лозунг не висел разве в общественных туалетах. Но мог ли этот Ирод ХХ века пожелать такого, изгоняя и  уничтожая цвет нации? Он призывал учиться социализму, а для этого образования не требуется, достаточно «образованщины». Как следствие, и цитируем мы, в основном, услышанное, а не прочитанное.

Однако лейтмотив статьи г-на Семченко отнюдь не в пресловутых «братьях меньших», как это может показаться с первого взгляда. «Братья» – это некий инициирующий заряд, воспламеняющий основную массу взрывчатки, кусочек бересты для поленицы дров, дрожжи, влитые в опару. Главная задумка автора – донести до читателя  ценности православия, пусть даже в форме панегирика, что вполне допустимо для верующего человека. Но не очень понятно, почему, подрисовывая к дорогому образу ангельские крылья и сияющий нимб, нужно ставить на бесовские копыта и венчать козлиными рогами образ другой религии? Религии, которую исповедует около четверти населения планеты!

Православие никогда не было воинствующим, не утверждало себя огнем и мечом, не запятнало шестивековой инквизицией, хотя и здесь не обошлось без расколов. Понимание, терпимость, прощение – вот отличительные черты основной религии России. И где же это все у добровольного ее проповедника? Наоборот, по образному выражению молодой сотрудницы редакции, – «такой наезд».

Нет смысла устраивать богословский диспут: и не место, и я не достаточно для того подготовлен. Хочу лишь остановиться на общих моментах, буквально бьющих в глаза по тексту статьи. Автор настолько не скрывает своей неприязни к Западной церкви, что дважды говорит о ее «отпаде» от Восточной. При его очевидной грамотности нельзя не знать, что отпасть (отколоться, отщепиться) может часть от целого, малое от большого, но не наоборот. По числу стран, по количеству прихожан католическая церковь  значительно превосходила и сейчас превосходит православную, так что, кто от кого отпал...

Рассуждения автора о католических святых, в частности, о Франциске Ассизском – наиболее почитаемом на Западе, основателе первого монашеского Ордена Францисканцев, вызывают неприятие. Деяния святых в любой религии возводятся в догму, и критика их со стороны воспринимается не просто бестактностью, а святотатством, глумлением. Я не могу говорить о чувствах российских католиков, я говорю о своих чувствах не религиозного, но крещеного в православии человека. А как бы Вы, г-н Семченков, отнеслись к злословию по поводу Сергия Радонежского? 

Неудивительно, что и в союзники Вы пригласили воинствующих ортодоксов, наотмашь разящих, без разбора колющих, без зазрения совести травящих, не знакомых ни с западной толерантностью, ни с русской терпимостью. И нет нужды как-то комментировать каждую из приведенных Вами цитат, кроме одной...

Гоголя-то зачем Вы пристегнули к этой воинствующей компании? В его словах и намека нет на «меньших братьев». Существует множество словосочетаний, использующих в своей основе «братьев»: «все люди – братья», «братья во Христе», «братья по крови» и т.д. И каждое из них более общее, чем «братья меньшие». Есть и всеобъемлющее изречение: «Возлюби ближнего, как самого себя». И думается, что великий и всеми любимый Гоголь не стал бы экономить на прилагательных, призывая понять и полюбить «своих братьев» в самом широком смысле этого слова, бесспорно зная, «...кто ввел в обиход фразу, ставшую крылатой...»

И еще, я предостерег бы вдумчивого читателя от некоторой националистической направленности в приведении слов классика мировой литературы (именно в приведении, а не в самих словах), что прямо следует из контекста. Вряд ли во времена Гоголя в обиходе существовало понятие «россияне», но, по сути, писатель обращается к ним. России самоотверженно служили и католики, и протестанты, и магометане, что он тоже прекрасно знал. И не возроптать же на Бога следовало Тарасу Бульбе, отважному Бурульбашу, Хоме да и самому Гоголю, родившимся украинцами?

Слова гениев, как правило, интернациональны. Подставьте в цитату вместо русские – англичане, французы, зулусы, эскимосы, замените Россию на соответствующую страну, а дальше – по Гоголю. Разве для какой-то точки планеты его слова покажутся неактуальными?!

А закончить я бы хотел библейской рекомендацией: «Не судите да не судимы будете». И почаще бы нам всем вспоминать покаянные слова игумена Никона «Аз есьм грешен».