Порой на охоте, особенно если это многодневная вылазка, хочется помыться. Уже через два-три дня после утомительных хождений по лесу и болотам твое бренное тело начинает чесаться от пота и грязи. Ты уже мечтаешь о «жарком русском рае», и этим раем для тебя может быть только баня.
Хорошо, если рядом есть деревни, и разговаривая с местными жителями, ненароком упомянешь о баньке. И если банька имеется, ладно срубленная, с хорошей печкой-каменкой, с водогрейкой, считайте, что вам очень повезло. Местные, а в большинстве это охотники и рыболовы, понимающие толк в банях, непременно предложат вам попариться и помыться.
А если за весь поход не встретишь таких мест? Как часто бывает, деревенька совсем пуста и не только баньки, но и дома все разобраны и разрушены временем. Печалиться особо не надо, походную баню нетрудно соорудить и самим.
Понятно, что в южных районах нашей страны, на Нижней Волге под Астраханью, на Дону под Ростовом, баню обустраивать не будешь, там и так жарко. Помылся с мылом – и хорошо.
А вот в северных широтах, в Карелии, в Приполярном Урале, на Кольском полуострове особо не покупаешься и не помоешься. А утренние процедуры, как чистка зубов и умывание, не спасут от зуда всего тела. Искусанные мошкой и комарами лицо и руки, уже по сто раз покрытые мазями и репеллентами, можно ополоснуть прохладной водой, можно даже искупаться. Но это временное удовольствие, тело ведь просит блаженной жары хорошо протопленной баньки. Но раз тело и душа просит «банного рая», голова начинает думать, руки творить.
Сначала собирают каменку. Для походной бани, для каменки, как вообще для русской, финской и других национальных бань, подойдут небольшие камни, которые можно раскалить докрасна за 3–4 часа на хорошем костре. Обычно они размером с небольшую дыню; камни величиной с арбуз не годятся, они долго прогреваются и их трудно довести до «белого каления». Если народа, желающего попариться много, и уже «забивается очередь на полки», то подойдут и большие камни, но топить каменку уже придется целый день и разводить большой «пионерский» костер.
Это «целый банный день», а не прекрасный «банный вечер».
Каменка сооружается так, чтобы внизу была топка, да еще сверху она обкладывается дровами. Тут на сколько хватит фантазии истопника и подручного материала. Подойдет и брошенная железная решетка, ржавое крыло грузовика, колесный диск без резины, диск от трактора «Беларусь» для очень большой бани.
Когда каменка собрана, ее начинают топить. Пять, шесть часов, пока камни не покраснеют.
Пока топится каменка, желающие париться сооружают каркас бани. Это тоже очень просто. Из молодых гибких березок связывают дугообразную несущую конструкцию, укрепляя ее «ребрами жесткости» из тех же молодых березовых хлыстов. Ветки с листьями используются на веники, ветками застилается и пол бани. Веники каждый делает сам, как говорится, на любителя: кто березовый, кто ольховый, кто можжевеловый.
Когда каменка раскалена и проведена первая проба пара (чуть брызнуть горячей водичкой и услышать характерное шипение), лопатой тщательно выгребаются угли и обметается зола с камней. Пол застилается лиственными ветками. На каркас надевают толстую полиэтиленовую пленку (тонкая расплавится над каменкой), а на пленку накидывают тент от палатки или брезент. Подойдут и упаковочные чехлы от байдарок. Накрытый «домик» осторожно ставится над каменкой. Высота походной бани должна быть не ниже роста человека, а длина и ширина такой, чтобы в ней спокойно могли париться два-три любителя горячего пара. На другом костре во всех свободных емкостях кипятят воду для помывки после парной. В одном котле запаривают веники, и это будет тот «таежный настой», которым нужно поливать камни, нагоняя пар.
Дальновидные достанут пузырек с настойкой эвкалипта и настойку мяты, а кто-то войлочную шапку, «чтобы уши не заворачивались от пара».
Первый пар всегда истопнику. Песком по периметру обкопан полиэтилен, и только небольшая дверка-занавеска закреплена прищепками. Под потолком повешен влагонепроницаемый фонарь, и добро пожаловать на первый пар!
Парильщики уже внутри, зашипели камни, и пошел народ хлестать веничками усталое тело.
Охи и ахи – от явного удовольствия.
«А ну, поддай парку», – кричит один.
«А возьми сверху, пройдись по ребрышкам да по позвонкам», – отвечает второй.
«Господи, да это же рай земной, ладная банька получилась!»
И вот уже они побежали к речке, бросаются в воду.
«Как хорошо-то, мужики!» – Это уже хором.
А в бане уже другие, эти без эмоций усердно хлещут себя вениками, шипит каменка, пар клубами валит через открытую дверь.
«Застегните дверку, – кричат парильщики, – драгоценный пар уходит».
Но пара много, хватит на 3–4 захода, да и женщинам останется.
«Слава истопнику»! – кричат все, кто уже попарился.
Блаженный вечер, на небе яркая луна, она отражается в воде и ты ныряешь в ее оранжевый круг. Приходит спокойствие и умиротворение, ты будто сбросил с плеч тяжелый рюкзак с накопившейся за последние дни усталостью. Сидишь у костерка, переодевшись в чистое, пьешь крепкий чай и думаешь, что баня – это рай.
Женщины идут в баню последними. Первый пар не для их нежных тел. Для любительниц пара оставляют 2–3 нетронутых камушка, им хватает, чтобы попариться. Банная процедура для них, как священнодействие, и затягивается надолго.
И пока мужчины пьют свой «банный чай», а кто и стопочку пропустит под жареную дичь или наваристый шулюм, пока они поют свои победные охотничьи песни женщины спокойно парятся. Они тихо подойдут, обмотав полотенцем, как восточной чалмой, голову и скажут: «С легким паром, мужики, отличная была банька!»