Л.П. САБАНЕЕВ – ОБРАЩЕНИЕ К ПОТОМКАМ

К 110-летию со дня смерти

Прошло сто десять лет с тех пор, как прервался жизненный и творческий путь классика русской охотничьей и рыболовной литературы Леонида Павловича Сабанеева. Он прожил всего 52 года.

Расцвет таланта писателя и выдающегося натуралиста пришелся на вторую половину XIX века, прославившего Россию ее огромным вкладом в мировую культуру. Частью материальной и интеллектуальной культуры любого народа, безусловно, является одно из древнейших занятий человечества – охота и рыболовство, особенно важные для становления государственности Руси с ее огромными лесами и бесчисленными водоемами. Конечно, не случайно первыми библейскими апостолами были рыбаки с берегов моря Галилейского, а слово Ihteo (рыба) расшифровывается как Иисус Христос Сын Божий Спаситель.

К XIX веку, на фоне лишь только промыслового использования природных ресурсов, сложилось понимание того, что необходимо решительно упорядочить во многом бесконтрольную охоту и рыболовство: расширяющаяся хозяйственная деятельность и бурно растущая российская промышленность подрывали воспроизводственную способность угодий.

Нет сомнения в том, что Л.П.Сабанеев, родившийся 10 декабря 1844 года, в период выбора жизненного пути уже был знаком с трудами С.Т. Аксакова, поднявшими морально-этическую сторону занятий охотой и рыболовством. Они заметно повлияли на становление Л.П. Сабанеева как ученого-популяризатора, обладающего незаурядным литературным даром. Но нельзя сопоставлять и сравнивать творчество этих двух людей: один создал целое направление художественной литературы, другой заложил принципы научно-популярной литературы, стал ее основоположником. Л.П. Сабанеев – ученый-естествоиспытатель по образованию и складу мышления, стремился по мере имеющихся возможностей придать научному изложению материала живое аксаковское звучание, сохраняя разумный баланс между научностью и популярностью.

Л.П. Сабанеев начал заниматься серьезной научной деятельностью в 21 год, еще в бытность студентом естественного отделения Московского университета, когда он изучал флору и фауну у себя на родине, в Ярославской губернии, а затем опубликовал несколько научных работ, с интересом встреченных в ученом мире.

После окончания университета его избирают действительным членом Императорского общества испытателей природы и назначают руководителем экспедиции по изучению флоры и фауны Урала. Судя по дальнейшим шагам молодого Сабанеева, можно заключить, что идея написания капитальных обобщающих трудов по охоте и рыбалке у него созрела рано. С этой целью он переключился на издательскую деятельность, начал в 1873 году издавать журнал «Природа», а в 1874 году – редактировать «Журнал охоты», которые затем объединились в «Природу и охоту». С 1888 года начала выходить еженедельная «Охотничья газета».

Публикации в этих изданиях стали мощным источником информации из всех уголков страны, давали возможности оценить состояние дел в охоте и рыболовстве в Российской Империи, динамику их развития. Анализируя эти данные, Л.П. Сабанеев затем убежденно выступал на страницах своих изданий за умелый промысел и жестко осуждал варварские способы добычи: «…кто же, спрашивается, истребляет леса, кто удовлетворяет своим частноссбственническим наклонностям? Вопрос неизбежно становится совсем на другую почву. С этой точки зрения первые могут быть названы государственными грабителями, вторые – укрывателями краденого».

Не правда ли, звучит очень современно и актуально, особенно для России, которая по-прежнему беспечно относится к сохранению своих лесных и водных богатств. И, наверное, впервые в истории России варварское отношение к природе было возведено в ранг уголовного деяния.

Л.П. Сабанеев обобщил отечественные и зарубежные (прежде всего английские) публикации по рыболовству и огромное количество собственных данных, собранных в экспедициях по всей России, и результатом этой уникальной деятельности стал выход в 1875 году капитального труда «Рыбы России. Жизнь и ловля наших пресноводных рыб, встречающихся в России».

Для многих рыболовов-любителей эта книга стала настольной, а для промышленников – настоящей энциклопедией умелого ведения хозяйства, правильного обустройства промысла. Современники признали ее классическим трудом.
Данные продолжали накапливаться, и Леонид Павлович предпринимает полную переработку первого издания, в 1892 году выходит в свет окончательная редакция книги – объем труда значительно вырос и составил два больших тома. Удивляет, как Л.П. Сабанеев среди множества любительских способов ловли рыб тех или иных видов умел делать акцент и выделять из них наиболее прогрессивные, имеющие потенциал для совершенствования в будущем.

Замечательны рекомендации Сабанеева по использованию английских спортивных способов рыбалки применительно к условиям российских водоемов. Здесь автор проявил себя как великолепный аналитик, знающий тематику досконально.

Не случайно в другую его колоссальную работу – «Указатель книг и статей охотничьего и зоологического содержания» (1884) – вошло совершенно невероятное число названий – 6666. Даже англичане, у которых литература по спортивной рыбной ловле появилась почти на четыре века раньше, были вынуждены признать, что монографий, подобных «Рыбам России», у них, к сожалению, нет. Из других работ по рыболовству безусловную ценность, не потерявшую практической значимости до сегодняшних дней, представляет «Рыболовный календарь» (1885). Весьма интересны «Заметки московского рыболова», печатавшиеся в «Охотничьей газете» в 1880 году.

Перечисленные труды – лишь малая доля того наследия по охоте, рыболовству и иным вопросам природопользования, которое оставил Л.П. Сабанеев потомкам.

Но нет пророка в своем Отечестве. Когда 25 марта 1898 года Л.П. Сабанеева не стало, его друзья и последователи захотели увековечить память об этом человеке. Начался сбор денег на памятник, жертвователей было очень много, но на могиле в Ялте, где Леонид Павлович покоится, памятник так и не появился. Место захоронения в настоящее время отыскать так и не удалось.

Через 14 лет после его смерти прекратили выходить «Природа и охота» и «Охотничья газета». Но сегодня, более века спустя, эти издания возродились, возрождается и интерес к сабанеевскому наследству, а это лучшая память о нашем замечательном соотечественнике.