Статья вторая
Так уж получилось, что дичеразведение входит в круг моих научных интересов.
Я занимаюсь изучением актуальных проблем дичеразведения уже более десятка лет, из них около десяти прошли в тесном взаимодействии и под руководством
Олега Семеновича Габузова – основателя отечественной школы дичеразведения.
Олег Семенович обычно говорил: «Критикуешь – предлагай».
Поэтому считаю необходимым предложить альтернативный вариант методики повышения количества дичи в угодьях Ассоциации «Росохотрыболовсоюз».
Из публикаций в СМИ мне известно, что руководство РОРС считает дичеразведение очень перспективным направлением и призывает уделять ему больше внимания. Но способствовать дичеразведению можно и не занимаясь непосредственным выращиванием дичи, нужно просто создать для нее организованный (упорядоченный) рынок сбыта.
Взаимосвязь здесь строится по принципу «производитель–потребитель», где охотничье хозяйство является именно потребителем дичи, потому что организует на нее охоту. Приведу простой пример. Охотничье хозяйство страны нуждается в охотничьих ружьях и патронах к ним. Но никому и в голову не придет организовывать в каждом охотхозяйстве ружейный цех. Также и с дичеразведением.
В нашей стране энтузиастами организовано множество мелких и средних дичеферм как в системе охотничьего хозяйства, так и вне его. Эти дичефермы функционируют несмотря на дыры в законодательстве и приносят прибыль своим владельцам. А единственная проблема, которая мешает им расширяться, – это, как ни странно, отсутствие сбыта.
Поэтому, чтобы обеспечить обилие дичи в угодьях, нет никакой необходимости организовывать дичефермы – это чрезвычайно дорого, неэффективно и зачастую только повредит. Предлагаю рассмотреть возможность использования иной схемы действий (речь пойдет о массовой (пернатой) дичи).
Во-первых, Ассоциации необходимо найти несколько охотхозяйств, расположенных в разных регионах страны, где успешно проводятся охоты на выпущенную дичь. Именно охоты, а не дичеразведение. Назовем эти хозяйства «образцово-показательными» (ОПХ). На базе этих хозяйств другим членам Ассоциации должна быть наглядно продемонстрирована эффективность и прибыльность охот на выпущенную дичь. ОПХ должны получать качественную юридическую и целевую материальную помощь от Ассоциации для популяризации и разъяснения принципов таких охот, демонстрировать правильный методический подход к проведению биотехнических мероприятий при подготовке угодий к выпуску, организации и проведению выпусков дичи, ее охране, подкормке и добыче. Выпуски дичи должны дотироваться Ассоциацией. Если ОПХ не найдется, их следует организовать. Без организации данного этапа успешного развития дичеразведения не будет. Людям нужно просто продемонстрировать «на пальцах» как все работает.
Во-вторых, желающие организовывать охоту на выпущенную дичь должны провести в своем хозяйстве и за свой счет ряд подготовительных биотехнических мероприятий. Эти мероприятия должны быть либо подробно описаны в новых проектах внутрихозяйственного охотустройства, либо подготовлены специалистами отдельно. Перечень мероприятий будет индивидуальным для каждого хозяйства, а длительность их проведения может составить 1–3–5 и более лет, в зависимости от объема и сложности. Без четких, грамотных, привязанных к каждому хозяйству рекомендаций по подготовке угодий и без их безусловного выполнения выпуски дичи, а, следовательно, и проведение охот, будут обречены на провал.
В-третьих, хозяйства, завершившие подготовительные мероприятия к организации охот на выпущенную дичь, должны быть аттестованы экспертом Ассоциации. Эксперт должен быть штатным сотрудником Центрального правления и его зарплата должна напрямую зависеть от каждой добытой в аттестованном хозяйстве птицы, из числа выпущенных в угодья. Такая схема позволит в какой-то степени гарантировать объективность эксперта. Почему это так важно, видно из следующего пункта.
Экономическую основу для организации охот на выпущенную дичь и для увеличения рынка сбыта дичи закладывает механизм кредитования охотпользователей. Если все мероприятия по подготовке угодий к выпуску дичи охотхозяйства выполняли за счет собственных средств (по статье «Биотехнические мероприятия»), то на данном этапе в дело должна вступить Ассоциация как финансовый тяжеловес и гарант. Механизм кредитования заключается в следующем.
Осенью (в сентябре–октябре) Ассоциация собирает заявки аттестованных охотхозяйств и заключает договора с дичефермами на поставку следующей весной крупной партии суточного молодняка дичи в свои охотхозяйства и делает предоплату 30–50%. Этот договор позволит дичефермам заранее спланировать объем работ, необходимых для производства такого количества молодняка и даст гарантию его реализации. В свою очередь, заказ крупной партии молодняка позволяет Ассоциации получить существенные скидки. Дичефермам выгодно реализовывать молодняк в максимально раннем возрасте, а Ассоциация вкладывает значительно меньшие суммы.
Весной следующего года Ассоциация выплачивает остаток суммы дичефермам, и охотхозяйства получают принадлежащий Ассоциации молодняк в качестве товарного кредита. Это очень важно, поскольку взять кредит в коммерческом банке охотхозяйству чрезвычайно сложно и дорого. Очень важна подготовленность охотхозяйства к приему, подращиванию и выпуску молодняка – для этого и необходима аттестация хозяйства. Приобретение суточного молодняка, помимо финансовой выгоды (меньше цена и стоимость транспортировки), позволит обеспечить и своевременный выпуск в угодья, а значит, лучшую адаптацию и одичание. Кормить молодняк охотхозяйства должны за свой счет в соответствии с полученными рекомендациями. Это позволит снизить стоимость дичи для охотников за счет широкого использования местных и естественных кормов, поскольку приобретение уже подрощенных фазанов на дичефермах существенно увеличивает конечную стоимость дичи.
С началом охоты на выпущенную дичь и притоком финансовых средств, хозяйство расплачивается с Ассоциацией и делает очередной заказ на следующий год. Закладывать ли в стоимость молодняка проценты по кредитам и другие платежи, а также прибыль – решать Центральному правлению.
Ни для кого не секрет, что стоимость охоты на выпущенную дичь сегодня не по карману рядовому охотнику. Устанавливая цены на охоту, охотхозяйство прежде всего исходит из своей прибыли, в основе расчета которой лежит себестоимость продукции. Ни одна дичеферма, входящая в структуру охотничьего хозяйства и выращивающая 1–3 тысячи голов дичи в год, не сможет удержать себестоимость молодняка на уровне специализированной фермы, производящей 20–30 и более тысяч голов в год. В настоящее время существует множество ферм, готовых в течение года нарастить производство дичи в несколько раз при наличии платежеспособного спроса. Владельцы этих дичеферм сами решают вопросы применения современных технологий, подбора, обучения и повышения квалификации персонала, поскольку существуют в жестких рыночных условиях.
Так стоит ли овчинка выделки? Так ли необходимо наращивать количество неэффективных внутрихозяйственных дичеферм? Или лучше поручить дело профессионалам, а самим выбирать лучшую продукцию по низким ценам? Если спросить директоров охотхозяйств, выращивающих в настоящее время дичь для собственных нужд, готовы ли они приобретать молодняк на стороне за меньшие деньги, чем они тратят на его самостоятельное выращивание, да еще и в кредит, уверен, 90% согласятся и забудут про дичеразведение, как про лишнюю головную боль. А оставшиеся 10% – это и есть те энтузиасты, на которых и держится дичеразведение в стране.
Нужно дать охотоведам возможность полноценно работать в угодьях, своевременно и в полном объеме проводить биотехнические мероприятия, которые являются основой интенсивного ведения охотничьего хозяйства, а не загружать их непрофильными вопросами кормления и инкубации. Ну а если по каким-то причинам естественное воспроизводство дичи недостаточно и не улучшается с помощью биотехнических мероприятий, тогда можно организовывать охоты на выпущенную дичь. Главное при этом не забывать – себестоимость такой дичи должна быть минимальной.
Впрочем, ничто не мешает Ассоциации впоследствии построить несколько крупных дичеферм, мощностью 100–150 тысяч голов суточного молодняка. Одна такая дичеферма может обслуживать охотхозяйства в радиусе 800–1000 км.
Очевидно, что при таких объемах производства есть все возможности еще сильнее снизить себестоимость продукции. Тогда, глядишь, охота на фазана станет доступна даже пенсионеру, как в Европе.