Передо мной небольшое письмо.
«Уважаемый Лев Георгиевич! С 13 по 21 сентября 2008 года Центральное правление Ассоциации Росохотрыболовсоюз проводит Всероссийские состязания лаек по белке, посвященные 50-летию Ассоциации Росохотрыболовсоюз. Приглашаем Вас принять участие в работе экспертной комиссии».
Ну разве можно отказаться от такого заманчивого предложения?! Тем более что на Алтае, где будут проводиться состязания и где у меня осталось так много воспоминаний, я не был уже 22 года.
И вот позади три часа перелета, еще шесть езды по Чуйскому тракту – и мы на Семинском перевале, на высоте свыше 1800 м над уровнем моря. Стоит ли рассказывать о радости встреч со старыми друзьями-экспертами, с кем знаком уже 30 лет, после долгой разлуки – со Славой Курилкиным, Виктором Кулаковым, с Борисом Николаевым. Все мы за истекшие годы не помолодели, только какое это имеет значение? А разве меньше радости доставляют зарождающиеся отношения с новыми друзьями: Славой Сухановым, Григорием Насыровым, Сергеем Веролайненом, Алексеем Евреиновым (до сих пор мы с ним были едва знакомы), новым председателем правления Алтайского краевого общества Сергеем Пановым и другими. Хотя экспертов было так много (4 рабочих комиссии и ГЭК) и работали они так плотно, что времени для знакомства в равной степени со всеми просто не хватало.
Однако не хватит ли лирики и не пора ли перейти к существу вопроса? Чисто хронологически.
В ночь на 12-е перелет в Барнаул и к шести вечера мы на месте.
13-го – первое общее заседание экспертов, окончательное формирование рабочих комиссий. Их возглавили эксперты всероссийской категории Евреинов А.Г. (Москва), Насыров Г.З. (Екатеринбург), Курилкин В.А. (Москва) и Шлыков П.Е. (Красноярск). Мне довелось работать в бригаде Григория Захаровича вместе с экспертом I категории Сухановым В.Т.(г. Бийск), и поэтому рассказывать более объективно я могу на основе работы этой бригады. Впрочем, остальные бригады работали так же дружно. За время состязаний никаких серьезных споров ни в поле, ни вечерами на базе не было, как не поступило ни одного заявления в ГЭК от участников состязаний.
14-го, как и следующие 4 дня, встаем в 6 утра (3 по Москве) – и в поле, каждая бригада на свой участок на расстоянии от 2 до 10 км от базы. С половины восьмого первая собака уже в поиске. Нашей бригаде по жребию досталось место около телевизионной вышки километрах в четырех от базы. Здесь по некрутым в основном склонам преобладают негустые кедровники с примесью ели, сосны, лиственницы и единичных лиственных деревьев. Местами встречаются густые заросли жимолости, но, увы, без ягод. Местные охотники жалуются: «Белки мало стало! В прошлом году собака за час до 22 находила, а в этом больше восьми не бывало». Вот так-то оно по местным понятиям. Однако это наводит на мысль, что пора что-то делать с таблицей незабвенного Владимира Васильевича Григорьева для оценки чутья собак, по которой находить более восьми белок в час собаке не выгодно: более 30 баллов за чутье все равно не поставят. Думаю, что к этому вопросу мы вернемся, а сейчас хочу сделать небольшое отступление.
Согласно Положению о состязаниях к участию допускались лайки с дипломом по белке. Если у собаки такового не было, ее сначала испытывали по белке, а потом в случае успеха допускали к состязаниям. Так сказать, по второму заходу. И надо же такому случиться, что чемпионкой состязаний стала ЛЗС Гроза Константина Волкова (г. Мыски Кемеровской обл.), заработавшая сначала д. II (84 балла при 5 белках), а в зачете д. I (95 баллов при 8 белках). Ни одна другая собака больше 5 белок не находила. Грозе на день состязаний было 3 года и 8 месяцев.
За 5 дней наша комиссия испытала 18 лаек, присудила 7 дипломов по белке (1–I ст. и 6–II ст.), плюс три побочных диплома III степени: 2 по глухарю и 1 по колонку. При этом две собаки заработали по 2 диплома: основной и побочный. Три лайки прошли без обнаружения, 5 нашли по одной белке и три «запоролись» на слежке.
Кстати о последней. Современные правила испытаний предусмотрены одинаковыми для шести достаточно различных по биологии видов: белка, куница, соболь, глухарь, тетерев и фазан. Спору нет, при охоте на куньих и боровую дичь слежка очень важна. Но редко какая белка уходит от собаки добровольно, гораздо чаще затаивается. И не один пот прольешь, чтобы прогнать ее на положенное расстояние для проверки слежки у лайки. Так стоит ли баллы за слежку при испытаниях по белке считать лимитирующими степень диплома?
На состязаниях немало говорили о необходимости дифференцировать эти правила и даже единодушно одобрили проект, предложенный С.В. Богатовым и В.Д. Речкиным правил испытаний по соболю (куда, похоже, стоит «пристегнуть» и куницу), рекомендовав соответствующим органам утвердить их как временные на 2 года. Таким образом, на очереди – усовершенствование правил испытаний по белке и по боровой дичи раздельно.
В целом в состязаниях приняли участие 42 лайки (ЛКФ, ЛРЕ и ЛЗС). Дипломы по белке получили 16 (3 – I, 8 – II и 7 – III ст.). 33 лайки были объединены в 11 команд, 9 выступили в личном первенстве.
18-го вечером, уже по окончании состязаний, пошел снег. Под ним же утром следующего дня подводили итоги, поздравляли и награждали победителей.
I место заняла команда Алтайской краевой общественной организации охотников и рыболовов-2,
II место – команда Республики Алтай-1,
III место – команда Алтайской краевой общественной организации-1.
Легко заметить, что все призовые места заняли местные команды. В связи с этим прозвучало пожелание ежегодно проводить зональные состязания, а всероссийские – с периодичностью не менее четырех-пяти лет. Это пожелание можно считать справедливым, однако юбилеи организаций (Росохотрыболовсоюза) бывают не так часто. А что выбор пал на далекий Семынский перевал, так ведь состязания целесообразно проводить там, где есть объект состязаний. На базе же Семинского перевала белки и бурундуки бегали свободно. Одна даже умудрилась стащить из-под носа привязанной собаки корочку хлеба. Думаю, что следующие Всероссийские состязания лаек по белке пройдут очень даже не скоро. А вот зональные – да. Их можно – и необходимо – проводить ежегодно в разных зонах России поочередно.
20-го в 12-00 выехали в Барнаул, где заночевали в гостинице, чтобы ранним воскресным утром вылететь в Москву.
Такова хронология. Но рассказ будет совершенно не полным если не сказать, что условия для проживания экспертов и участников состязаний были созданы очень хорошие. Эксперты обитали в гостиничных номерах по 2–4 человека. В частности, в домике под № 8, где проживала и наша бригада. Питание было организовано в большой столовой. Участники состязаний также могли всем этим воспользоваться, но уже за свой счет. Или же разбивать палатки в специально отведенном месте и готовить самостоятельно на кострах.
Вечерами дружная команда экспертов и организаторов состязаний собиралась в нашем домике и обсуждала результаты дня, вспоминала отдельные эпизоды дня и случаи из жизни, травила анекдоты, пела песни под гитару и без таковой, читала стихи. Такова была, так сказать, культурная программа. На основе самодеятельности и экспромтом.
Значение этих состязаний трудно переоценить и я считаю, что цели и задачи состязаний полностью достигнуты. Особенно хочется отметить пятый пункт этого раздела из Положения о состязаниях: «Для обеспечения общения между собой экспертов и любителей лаек на всероссийском уровне, для обмена информацией, опытом, координацией действий в племенной работе с породами лаек». И одним из результатов выполнения этого пункта явилось переселение двух щенков ЛЗС из Новгородской области в Кемеровскую. Остается только пожелать им ни пуха ни пера!
Мне остается только поблагодарить председателя центрального правления Росохотрыболовсоюза Э.В. Бендерского за инициативу и поддержку состязаний, председателя правления Алтайского краевого общества охотников и рыболовов С.В. Панова и всех его сотрудников – за четкую организацию технико-бытового обслуживания состязаний и за гостеприимство, председателя Главной экспертной комиссии эксперта Всесоюзной категории по лайкам В.А. Кулакова – за разумное и своевременное руководство работой экспертных комиссий, начальника отдела охотничьего собаководства «Росохотрыболовсоюза» М.Г. Кузину – за мягкий и незаметный, но постоянный контроль за ходом состязаний, а всех остальных экспертов и участников состязаний – за высокую дисциплину и поддержание атмосферы самой широкой доброжелательности. Состязания были посвящены еще и памяти широко известного охотникам бывшего председателя правления Алтайского краевого общества охотников и рыболовов Олега Андреевича Макарова.
Вот и все. Если же кто-то из участников состязаний захочет что-либо добавить, пусть выступит от своего имени.