Речек шириной в несколько метров повсеместно предостаточно. Мест для ловли со льда на небольшой реке не так уж и много. Через три-четыре часа ловли сверлить свежие лунки бывает негде, поэтому рыбалка тут кратковременна.
Даже после сильных морозов на самой реке лед ненадежен, и даже если на льду находятся рыболовы, нельзя терять бдительность. Подводные струи подмывают лед очень быстро и незаметно. Утонуть здесь, конечно, сложнее, чем, например, на Волге, но искупаться можно легко. Самая опасная ловля ниже запруд с береговых припаев льда. Около самого берега лед сейчас может быть толщиной тридцать и более сантиметров, а в двух-трех метрах от берега – 2–3 см. Под снегом этого можно и не заметить. Изменение сброса воды может привести к тому, что лед промоется в течение дня. Ловить ниже запруд и плотин со льда еще и достаточно сложно, поскольку рыба здесь осторожная и капризная.
Большинство рыболовов выбирают для ловли со льда места выше плотин. И правильно делают.
Несмотря на кажущуюся простоту поиска рыбы на относительно небольшой площади запруды, это не так просто. Во-первых, решающую роль может сыграть малейший перепад глубины и изменение силы течения. Не попадете на струю, и поклевок не будет.
Во-вторых, рыба может совсем не реагировать на прикормку. В-третьих, ловля аккуратная и требует определенной подготовки.
С самого начала рыбалки советую обратить внимание на старые лунки, но не занимать их. Неизвестно, чем эти лунки прикармливали, а если прикармливали, то неизвестно, а клевала ли здесь рыба. Я сколько раз наблюдал, как на одних и тех же лунках рыболовы «зимовали», но безуспешно. Если лунки «клевые», то тем более занимать кем-то тщательно подготовленные места, считаю неэтичным.
Старые лунки дают исходную информацию о том, с каких мест можно начинать поиск.
Главными рыбами на запрудах сейчас являются окунь и плотва. Клев леща нестабилен и в достаточной мере случаен. Не исключена вероятность поимки ельца, голавлика. В некоторых местах можно рассчитывать на пескаря и ерша. Должен отметить, что на разных запрудах на одной и той же реке видовой состав рыб может существенно отличаться. В некоторых ямах существуют местные и многочисленные популяции рыб, которых может практически не быть в других запрудах, но окунь и плотва есть везде.
Крупные и мелкие экземпляры окуня и плотвы придерживаются разных мест, что учитывается во время поиска.
Проще всего обнаружить стоянку мелкого и среднего по размерам окуня непосредственно около берега. Если скат к руслу пологий, то у самого берега делать нечего. Здесь на глубине меньше метра можно случайно наткнуться на живцового размера окуня, да и то с трудом. Намного интереснее берега, около которых сразу идет свал под углом около 45 градусов до глубины метр-полтора. Если начать ловлю еще до рассвета и немного прикормить лунки, то есть большая вероятность, что с рассветом здесь начнет клевать окунь по 20–50 г. Если не шуметь, то клев обычно довольно активный часов до 11, а потом с 13 до 15 часов. Между окунем нередко «проскакивают» несколько плотвичек такого же размера. Рабочая зона простирается до границы течения, которая легко определяется по более тонкому льду и по сносу самой легкой мормышки. За границей течения начинается зона, которой придерживаются как мелкий окунь, так ерш и пескарь. Рыба выбивается количеством лунок, но все время нужно следить за толщиной льда.
В береговой зоне самые перспективные места расположены за мысами. Мыс может быть образован небольшим изгибом берега, лежащим на дне деревом или другим препятствием.
На самом мысу рыба не держится, она стоит на его склоне. Очень часто в таком месте рабочей оказывается всего лишь одна лунка. Однако именно в такой лунке среди окуней стандартного для береговой зоны размера бывают вполне приличные экземпляры. Характерно то, что более крупные окуни предпочитают небольшие безмотыльные «козы» и «уралки» черного цвета. Для каждой реки приходится подбирать безнасадочную приманку, ее размер и цвет. Характерно также то, что рыба реагирует на подбрасываемого в лунку мотыля, но берет безмотылку. Когда поклевки становятся совсем слабыми, помогает подсадка личинки репейника. Вообще, личинка репейника на небольших реках просто исключительная наживка, которая отлично работает как на обычной, так и на безнасадочной мормышке.
Что касается плотвы, то в береговой зоне ее поимка сейчас достаточно случайная, поскольку на прикормку она не реагирует. Подойдет стайка – несколько поклевок, и все.
Если целенаправленно искать плотву, то лучше это делать на поливе, примыкающем к руслу. Наиболее пространные поливы расположены на повороте реки. Такие поливы хороши еще и тем, что на верхней русловой бровке течения практически нет, здесь можно найти границу не прямого, а обратного течения. В любом случае, наиболее перспективны места ближе к руслу, но на границе обратного течения. Здесь, как правило, концентрируется стая некрупной плотвы и стоит всю зиму.
Ловят ее поплавочными удочками с очень легкими и тонкими оснастками, но мормышка эффективнее. Прикормка привлекает внимание рыбы, но пользоваться ею нужно аккуратно. В зависимости от водоема, концентрации плотвы и силы течения, подбирается оптимальный состав из любой базовой прикормки для холодной воды и мотыля. Общее количество прикормки на одну лунку не превышает одной маленькой кормушки. Прикармливать имеет смысл только после первой поклевки, то есть обнаружения стоянки плотвы. Поиск я провожу с помощью самой мелкой мормышки, на что иногда уходит около двух часов. Можно, конечно, прикормить по площади пару десятков лунок, но при таком подходе есть вероятность вообще остаться без рыбы. После прикармливания рыболов сам привязывает себя к выбранному месту.
А если место выбрано неправильно?
Нередко на поливе можно обнаружить явно выраженное углубление. Здесь плотва стоит, но до тех пор, пока ямку не засыплют прикормкой завсегдатаи водоема. Несколько плотвиц здесь можно поймать почти всегда, но рыба будет почти заведомо мелкой.
Для поиска крупной (по меркам данного водоема) плотвы лучше избрать другую тактику.
Выбрать несколько перспективных районов ловли.
Во-первых, стоит обратить внимание на те места, где периодически попадаются крупные окуни. Если в реке много малька и есть островки подводной растительности на глубине приблизительно до трех метров, то почти наверняка здесь же можно найти и крупную плотву. Она чаще всего стоит под растительностью, где охотится как за личинками насекомых, так и за мелким мальком. Как правило, плотва стоит у нижнего края островка растительности и ближе к границе течения. В течение дня она покидает укрытие и перемещается вдоль границы течения, посещая закутки за мысами, при этом не заходя на мель. На мелкие места и под берег крупная плотва выйдет по последнему льду, но не раньше.
Во-вторых, плотва любит закоряженные места, особенно если глубина составляет несколько метров. Предположительно, здесь она находит корм в виде рачков, например, бокоплавов. Однако закоряженные заливы плотва обычно избегает. Очень хороши коряжники на повороте русла. Практика показывает, что в середине зимы в некоторых водоемах рыба предпочитает места около плотины, а в других – в верхней части запруды. Есть мнение, что это связано с температурой воды. То есть рыба ищет места с максимальной температурой воды у дна.
Крупную плотву нет никакого смысла прикармливать, поскольку она все время перемещается и прикормка ее не задержит. В качестве приманки лучше использовать небольшие «чертики», «нимфы» и маленькие «уралки».
Если в, казалось бы, перспективном месте, которое обследовано очень тщательно, поклевок нет, то это не значит, что сегодня клева нет как такового. Нужно продолжать поиск. Во второй половине дня я для контроля возвращаюсь на перспективные лунки. Иногда плотва становится активной и перспективное место срабатывает. Однако чаще успех приносит тактика поиска новых и новых перспективных мест. То есть ловля крупной плотвы на запрудах намного более трудовая, чем какой-либо другой рыбы.