Если совсем недавно отсутствие снега на льду было нашим «врагом», то сейчас все поменялось. Толщина льда с каждыми морозами приводит к тому, что время, затрачиваемое на сверление лунок, становит все большим.
То есть, с одной стороны, снижение активности рыбы, а с другой – рост толщины льда уменьшает скорость поиска рыбы в геометрической прогрессии.
Осложняет поиск и тот факт, что на многих водоемах, даже на реках, рыба поднимается и стоит в полводы. Из-за этого время на обследование каждой лунки увеличивается еще в несколько раз. Как вести себя в такой ситуации?
Во-первых, нужно настроиться на поиск конкретной рыбы.
Наиболее просто, если так можно сказать, настроиться на щуку. Поиск этой рыбы во многом компенсируется тем, что щука совершает миграции на относительно небольшой акватории, которую просто нужно знать. Стоит запастись терпением и свыкнуться с мыслью, что за несколько рыбалок можно не увидеть ни единой поклевки.
Подлещика, как правило, находят коллективным методом.
Окуня, если это мелкий окунь, почти всегда можно обнаружить около прибрежной растительности.
Труднее всего искать «товарного» окуня и более или менее крупную плотву.
Приходится не только сверлить много лунок, не рассчитывая на действие прикормки, но и преодолевать приличные расстояния. Осложняет передвижение не только снег, но и то, что после нескольких циклов мороз-оттепель в прибрежной зоне кое-где уже образовался двойной и даже тройной лед. Между корками наста слой воды достигает двадцати сантиметров.
Двойной лед может измотать рыболова еще до прихода на предполагаемое место ловли. Поэтому нужно позаботиться и об удобной, легкой и непромокаемой обуви, и о качественной одежде.
В одежде главное – не замерзнуть через полчаса после начала ловли. Такое случается, если одежда не отводит испарения от тела в окружающую среду.
Нужна функциональная одежда и функциональное нижнее белье, которое у нас неправильно называют «термобельем».
На российском рынке под расхожим названием «термобелье» реализуют белье для зимы и лета из шерсти и хлопка, бамбука и даже водорослей, даже обычную бумагу можно превратить в одноразовое термобелье. Как правило, продавец либо намеренно, либо по некомпетентности, вводит потребителя в заблуждение. Поэтому рыболов не знает, что и думать, но ждет от белья в основном термоэффекта, то есть тепла, и искренне считает, что термобелье – это теплое белье и недоумевает - как это стопроцентная синтетика может греть?
Функциональное белье – это особый высокотехнологичный продукт, который, в отличие от шерстяного или хлопкового белья, не только сохраняет тепло, но и не удерживает пота. Точнее, это белье максимально быстро отводит пот от тела человека. Хлопок, шерсть и другие «теплые» материалы быстро впитывают избыток влаги, но за счет большой удельной и активной поверхности также хорошо влагу удерживают. Толстые волокна накапливают ее и создают сначала «парниковый» эффект, а затем влага замерзает и при возобновлении активного движения рыболова начинает отнимать тепло от тела.
Отвод влаги тканями основан на капиллярном эффекте. Чем тоньше волокно, тем больше силы поверхностного натяжения в слое жидкости, его покрывающем, и тем глубже жидкость всасывается и тем дольше отводится. Этот эффект легко усилить специальной структурой вязки разнотолщинных и гибридных волокон.
Функциональное «термобелье» совершенно необходимо рыболовам, которые ведут активный поиск рыбы, а тем, кто не потеет, оно не нужно.
Для того чтобы ускорить поиск и сохранить силы на саму ловлю, придется очень внимательно отнестись к ледобуру. С учетом того, что сейчас легко попасть на многослойный лед с водой, инструменты с прямыми ножами нужно настроить на мокрый лед, аналогичный весеннему. То есть уменьшить угол атаки. Это приведет к тому, что скорость бурения сухого льда уменьшится, но в конечном итоге выигрыш во времени будет значительным.
Если позволяет температура воздуха, то я использую финские ледобуры самого маленького диаметра. Если температура низкая и лунка замерзает очень быстро (мороз плюс ветер), использую ледобур с диаметром 130 мм.
Теперь о самом поиске. Как я уже не раз говорил ранее, можно начинать поиск с района, где была ранее обнаружена рыба. Лучше, если ее ловили вчера, но старые лунки не трогать, на них рыбы почти наверняка нет. Может, мелочь и осталась, но это не ловля. (Напомню, что я сегодня говорю об окуне и плотве.)
Весьма поможет в поиске знание расположения бровок на водоеме, а также коллективные действия. Но искать можно и одному, хотя достаточно трудно. Одиночный поиск реально ведут только те рыболовы, которые хорошо знают водоем, можно сказать, «местные».
Я даже на знакомом водоеме начинаю поиск от берега, потому что стараюсь начать ловлю еще до рассвета. Лунки на мели начинают работать только с восходом солнца, и к этому времени рыба, если она здесь есть, успокаивается. Если поклевок нет, то меняю блесну на мормышку, затем на чертика. Очень важно убедиться в том, что испробованы все снасти и приемы ловли. Если успеха нет, то начинаю сверлить ряд лунок над предполагаемой первой или верхней бровкой, то есть там, где начинается свал в глубину. Как правило, глубина вдоль свала мало меняется. В зависимости от водоема и выбранного места, верхний свал может располагаться и в двух метрах от берега, и в ста.
Если между первыми лунками, сделанными в направлении середины водоема, перепад глубины не превышает 20 см на десяти метрах, то до свала вы еще не дошли. Свалом можно приблизительно считать место, в котором перепад глубины в лунках, проделанных через три-четыре метра, составляет метр, иногда три. После этого нужно сверлить лунки параллельно берегу, при этом отмечая перепад между всеми лунками. Цель – найти самый верх свала. При достаточном навыке для этого придется сделать от 5–7 до 10–12 лунок. Для того чтобы «не потерять глубину», леску нельзя сматывать, ее нужно переносить от лунки к лунке, поскольку нередко важен перепад в глубине 2–10 см.
После того как бровка найдена, начинается этап проверки всех лунок около свала на наличие рыбы. Если поклевок нет совсем, то стоит проверить все приманки, вплоть до самых мелких. Случается так, что успех приносит самая микроскопическая мормышка, которую приходится «запихивать» на глубину. Одновременно проверяю горизонт воды на высоту до двух метров выше дна. На всякий случай, особенно если глубина над бровкой превышает три-четыре метра.
Дальнейший поиск идет вдоль берега над верхней бровкой, лучше в направлении берегового мыса, если течения нет. Если течение есть, то веду дальнейший поиск, наоборот, в сторону залива, с надеждой обнаружить подводную косу на «стрелке» залива.
Если все действия не принесли результата, ищу нижнюю бровку там, где свал в глубину становится более пологим и постепенно переходит в полив или уступ. Все повторяется, с одной существенной разницей.
При движении вдоль нижней бровки есть большая вероятность обнаружить еще и поперечную бровку. То есть или выход на отмель, или свал в яму. Такие места самые интересные и перспективные, поскольку рыба здесь крутится всегда. Вопрос лишь в том, как ее поймать, когда клевать она не желает.
Очень важно поймать первую рыбу. Тем самым обозначится хотя бы горизонт.
Может случиться так, а чаще всего так и происходит, что поймана рыба с лунки, а в таких же лунках поклевок нет. Задерживаться не стоит, нужно сверлить лунки над той же глубиной до следующей поклевки. Замечено, что есть лунки с активной рыбой, а рядом – с неактивной. Это очень хорошо видно по эхолоту. Часто по эхолоту видно, что рыба есть практически в каждой лунке, а клюет в одной-двух. Причем никакие ухищрения в снастях или прикормке не помогают.
Таким образом, поиск рыбы сейчас разбивается на два этапа. Сначала ищутся бровки, где рыба концентрируется всегда, а затем ищутся конкретные лунки, в которых рыба активная. Поиск трудный и результат в несколько рыб достойного размера считается, по крайней мере, не провалом.