Перефразируя слова вождя международного пролетариата можно смело утверждать: чего так долго ждали ученые, биологи-охотоведы, специалисты охотничьего хозяйства и охотничья общественность, наконец-то свершилось! Государственная Дума в первом чтении приняла проект закона «Об охоте».
Волны кипевших страстей на страницах охотничьих изданий, и особенно усилившиеся после публикации проекта закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве», разработанного Росохотрыболовсоюзом, докатились до стен Госдумы. Читая первые отклики на принятый проект закона, я все никак не мог взять в толк, почему авторы ведут разговор только «Об охоте». А куда подевалась вторая часть названия предлагаемого ранее варианта закона – «...и охотничье хозяйство». Все стало ясно, когда сам обзавелся проектом «долгожданного» закона. Госдума, оказывается, приняла проект закона «Об охоте». Понимаете, уважаемые читатели, об охоте! И сразу вспомнился закон «Об охоте» (1892 г.), принятый царским правительством. Закон, регулировавший отношения только в области любительской охоты. Вот и все возвращается на круги своя.
Жаль, что депутаты не вчитались в царский закон «Об охоте» и в отзывы на него специалистов и людей, понимающих толк в охоте и охотничьем хозяйстве. В охотничьих изданиях того времени говорилось, что закон несовершенен, и он подвергался критике, так как не способствовал развитию охотничьего хозяйства страны и, как ни странно, способствовал росту браконьерства. Все это привело к тому, что «по высочайшему разрешению» работа над новым законом «Об охоте» началась с создания 17.02.1897 г. особой подготовительной комиссии, состоящей из членов различных ведомств, представителей обществ охотников и лиц, хорошо знающих вопросы охоты и охотничьих промыслов. Комиссию возглавил великий князь Сергей Михайлович. Обратите внимание, уважаемые читатели, на состав комиссии. Удивляет, что в наше время к разработке предложенного группой депутатов проекта закона «Об охоте» не были привлечены ученые, биологи-охотоведы и руководители обществ охотников.
Перед внесением проекта закона в Госдуму, комиссия великого князя предложила его обсудить Всероссийскому съезду охотников, состоявшемуся в ноябре 1909 г. Делегаты признавали, что государственные охотничьи свидетельства не позволяют в полной мере воспользоваться правом на охоту, так как дичь является собственностью землевладельцев. Такое положение дел вело к росту браконьерства, оскудению угодий и сокращению приобретения свидетельств, бездействию контролирующих лиц и нарушение ими закона. Ну как у нас сегодня. Делегаты приняли решение, что хозяйствующими органами охоты должны стать общественные охотничьи организации. Им должны быть предоставлены широкие права по выдаче охотничьих свидетельств, составления протоколов на нарушителей, выступать стороной обвинения в суде, контроля за лесной и охотничьей стражей, а также установления сроков охоты и ревизии денежных средств, накопленных самими охотниками. Напомню читателям, что все предложения делегатов того съезда в основном были реализованы в годы советской власти.
Следует отметить, что вся работа съезда была профинансирована царским правительством. Также за счет казны были опубликованы материалы этого съезда. Это лишний раз подтверждает, насколько серьезно и с пониманием относилось царское правительство к проблемам охоты и охотничьего хозяйства. Я в своих выступлениях не раз предлагал созвать съезд российских охотников и обсудить проект закона «Об охоте» и другие назревшие проблемы в охотничьем хозяйстве, но, к сожалению, не был услышан. Съезд предложил доработать проект закона. Через несколько лет проект закона был готов, но он так и не был принят. По признанию Д.К. Соловьева охотоведа, профессора, «...он запутался в канцеляриях министерства и Государственной Думы». С тех пор прошло сто лет! И Госдума РФ, учитывая опыт своих предшественников, вот уже 15 лет «кошмарит» закон «Об охоте и охотничьем хозяйстве». Я приношу свои извинения читателям за экскурс в историю. Но без него, на мой взгляд, невозможно вести разговор о проекте закона «Об охоте», лежащем в Госдуме РФ.
Хочу привести высказывания А.А. Силантьева (чиновника царского департамента, занимавшегося вопросами охоты, а в годы советской власти ставшего ведущим охотоведом), сделанного им в книге «Обзор промысловых охот в России» (1898 г.): «Для России такой путь развития охотничьего хозяйства, принятый в Западной Европе, не приемлем, так как гражданские права большинства населения не способствуют представлениям русского человека об охоте... При наличии частного землепользования вполне возможна национализация дичи и широкая демократизация охоты... Дичь должна быть признана государственной собственностью независимо от того, где бы она ни обитала, причем право пользоваться охотой должно принадлежать всему населению. На этом принципе должно быть построено наше охотничье хозяйство и выработан соответствующий закон».
Продолжение следует.