В 1975 году поставил персональный рекорд по количеству пойманных на блесну (спиннингом и в отвес) с весны до осени щук: «урожай» истекшего сезона составил 128 голов. Калибр пойманной рыбы был различным – от полукилограммовых щучек до экземпляров, превышающих 2 кг. Повезло в том, что друзья и сослуживцы по работе познакомили меня с двумя прудами в пригороде Пензы, изобиловавшими щукой.
Один из них был расположен севернее города на расстоянии около 70 км в районе ж/д станции Танеевка, второй – в 60 км западнее города в районе ж/д станции Нечаевка, возле села Успенское. Коснусь каждого из них.
Знакомство с Танеевским прудом завершилось поимкой на спиннинг 25 некрупных щучек. В следующий раз поехал на него в конце октября, с целью половить в отвес с лодки. Левый берег пруда был прорезан глубоко вдававшимся в сушу заливом, на входе которого из воды торчали погибшие деревья и кусты. Начал блеснить невдалеке от них еще в утренних сумерках, и вскоре дело пошло довольно бойко, хотя щучки попадались некрупные. Количество их уже перевалило за десяток, когда блесну схватила крупная щука, началась борьба. Щуку подвел к борту лодки и уже считал ее своей, когда в последний момент она сделала мощный разворот, выбросила блесну из пасти и, видимо, от испытанного шока замерла, вытянувшись вдоль борта лодки. Подобное впадание щук «в ступор» в аналогичных ситуациях приходилось наблюдать и раньше. И здесь со смешанным чувством досады и азарта инстинктивно сделал попытку рывком перевеситься через борт лодки и вцепиться в бока рыбы, но она неторопливо пошла на погружение и исчезла в глубине. А мне повезло остаться в лодке, поскольку купание в ледяной воде не доставило бы никакого удовольствия.
К концу дня подсчитал улов. Всего 28 щук. Признаюсь честно: такого количества за одну рыбалку ловить еще никогда не приходилось. Пришлось на обратном пути развозить рыбу знакомым.
Прошло всего каких-то две недели, лед на прудах окреп, и нас неудержимо потянуло на перволедье. При этом не было ни малейших сомнений после прошлого успеха, в каком месте следовало ловить. Но к величайшему изумлению меня и компаньонов, за несколько часов ловли ни у кого не было ни единой поклевки. Пытались блеснить на других участках пруда – результат тот же самый. И лишь у двоих приятелей, поставивших на середине пруда жерлицы, попался всего один щуренок и небольшой окунь.
Так и осталось тайной – куда отправилась зимовать щука. Не исключаю, что причиной подобной неудачи явилось пресловутое мертвое бесклевье, хотя погода в день ловли была идеальная.
Более содержательной была история с Успенским прудом. В течение всего лета мы с приятелем Валентином неоднократно делали туда наезды, и всегда с неизменным успехом. Вдоль левого крутого берега, где глубина была большой, над водой цепью тянулись вершины погибших деревьев. Однажды, бросая блесну строго между двумя из них, мне удалось с интервалом не более 15–20 минут вывести пару щук по 2,5 кг. Под вечер Валентин с того же места поймал еще одну такую же и одна сошла.
В начале декабря мы с другом Володей Лохматовым и Валентином приехали на пруд и без колебаний направились на «счастливое» место, но сколько ни старались, ничего не поймали. Начались упорные поиски, осложненные тем, что задул ураганный ветер такой силы, что сдувал и с грохотом тащил по льду наши ящики. Но щук мы так и не нашли. В середине дня повезло Володе, который в суженной части пруда с небольшой глубины вытащил щуку более двух кг, отчаянно и долго сопротивлявшуюся.
На следующий день, переночевав в крестьянской избе, с Валентином продолжали поиски «пропавших» щук. И... нашли их – в середине широкого плеса, на большой глубине, у дна , покрытого лесом коряг, где бесконечно приходилось пользоваться отцепом.
Каждый из нас ловил блеснами собственного изготовления. У меня была «Гешель» выпукло-вогнутой конструкции, состоящая из двух отштампованных латунных посеребренных половинок, пространство между которыми заполнено припоем, а в нижнюю часть блесны впаяны два встречно направленных крючка №12. Длина блесны – 65 мм. (Описание ее и эскиз приведены в статье «Загадки окуневого клева, «РОГ» №44, 2006 г.). Щуки ее брали очень охотно.
Конструкцию блесны Валентина не запомнил, помню лишь, что у него долго не было хваток, и лишь когда настоял на том, чтобы он воспользовался моей блесной, щука у него пошла. Закончили мы ловлю со счетом 7:4 в мою пользу.
Вот такие неожиданные сюрпризы поднесли нам щуки, отправившиеся на зимовку.