Подледная ловля налима, на первый взгляд, кажется незамысловатой, и ею многие пренебрегают. Но для меня она содержит ожидание раскрытия некой тайны. Ведь недаром сам вид этой рыбы отличается какой-то загадочностью... Кроме того, при знании дела можно рассчитывать на хороший улов.
Как известно, нерест налима приходится на январь-середину февраля. Затем, в течение недели-другой, он не питается, восстанавливая силы, но с наступлением первых весенних дней его словно прорывает и он начинает буквально пожирать любую мелкую рыбку, встречающуюся на его пути. Замечено, что до нереста он предпочитает отъедаться на мелководьях, а после него – на глубинах примерно в 4–6 м.
Считается, что стоянки налима вековые. Но это не значит, что он не перемещается в пределах довольно обширной акватории. Налим придерживается каменисто-песчаных кос, гряд, бугров, иногда твердогрунтовых поливов вблизи скатов и русловых бровок. На водохранилищах и озерах местами нереста он чаще всего выбирает подводные бугры. Отсюда налим вытесняет любую рыбу, иначе она поест его икру. Кладку он охраняет еще в течение нескольких недель после нереста. Все это время налим выступает в роли засадчика и не только отпугивает рыбу, но и понемногу питается ею. Об этом говорит тот факт, что в нерестовых местах данный хищник попадается на жерлицы и поставушки, глубоко заглотав живца или другую насадку. Затем налим начинает продвигаться в поисках своей добычи определенными тропами.
На таких крупных водохранилищах, как Рыбинское или Горьковское рыболовы заносят разведанные налимьи «точки» на GPS. Если вы впервые ловите налима на большом водохранилище, то о его стоянках можно узнать у местных рыбаков-артельщиков, для которых налим сорная рыба. Однако даже если у вас есть координаты уловистого места, пробраться к налимьим местам бывает не просто. Во-первых, это часто не близкие расстояния. Во-вторых, в этом году на Рыбинском водохранилище примерно в 4–5 км от юго-западного берега образовалась череда труднопроходимых торосов. Чтобы пройти 5–6 линий идущих друг за другом ледовых валов, нужно знать проходы. В этом вам помогут местные, которые развозят рыболовов на «буранах».
НА СТУК. Поскольку у налима сильно развито обоняние, слух и восприятие различных, даже мелких колебаний, некоторые рыболовы используют эту особенность и ловят его на стук, применяя различные блесны и мормышки. В феврале на Оке в районе Тарусы местные рыболовы с успехом ловят налима на продолговатые выпуклые блесны, которые имеют посередине и на конце крючки, предназначенные для крепления вложенного в них ерша. Нерестовые скопления налима здесь находят, как правило, на песчано-каменистых прибрежных отмелях.
Мне несколько раз доводилось ловить налима на Рыбинском водохранилище на 30–40-граммовую свинцовую мормышку. Она имеет вытянутую утолщенную форму и снабжена двумя крючками (№6–8) для крепления половинки небольшого ерша. Желательно эту половинку разрезать продольно и насадить шкуркой вверх. Кроме того, для крепления мяса рыбки можно использовать уплощенную с одной стороны тяжелую «козу».
Как и при вертикальном блеснении, ловля налима на мормышку заключается в периодическом постукивании приманкой о дно. После 3–5 постукиваний следует дать замереть мормышки на 5–10 секунд. Иногда паузу можно увеличить, но уменьшать не следует. Очень громкого стука налим боится, поэтому при использовании блесен лучше производить более деликатные приподнимания и опускания приманки.
На мой взгляд, самая эффективная оснастка – это тяжелая мормышка или блесна и прикрепленная к ней на 15–20 сантиметровом поводке снасточка с полуживой рыбкой. Игра ведется так, чтобы рыбка находилась на дне, а мормышка (блесна) периодически слегка приподнималась на 5–7 см и постукивала о дно. Игра должна быть неторопливая: постучал два-три раза о дно и затаился минуты на две-три. Потом прием этот еще несколько раз повторил – и переходи к другой лунке. Обнаружив место обитания налимов, нужно на этом участке установить несколько жерлиц или поставушек на расстоянии 10–15 м друг от друга и оставить их на ночь.
О МАРШРУТАХ ТИПИЧНЫХ И НЕ ТИПИЧНЫХ. После нереста налим выбирает для своего обитания каменистый или песчано-каменистый участок площадью 10–20 кв. м. Отсюда в благоприятные для него погодные условия он отправляется на поиски пищи, придерживаясь постоянной тропы (длина ее может составлять до 300 м), и снова возвращается в свое логово. При этом охотничий маршрут налима чем-то похож на охотничий маршрут щуки. Но зубастая охотится днем и продвигается от коряжины к коряжине или от одного островка водорослей к другому, за которыми поочередно устраивает засаду (т.е. приближается к стае кормовой рыбы из-за укрытия), а налим, пользуясь темнотой ночи и обонянием, продвигается по открытым местам. Однако он всегда идет той тропой, на которой можно встретить кормовую рыбешку. Основной объект его охоты – ерш и пескарь. Эти рыбы в конце зимы часто обитают на песчаных отмелях, но корм находят на каменистых участках и даже на слегка заиленном грунте, поскольку на чистом песчаном дне реже всего селятся какие-либо водные организмы. Слишком больших нагромождений на дне ерш и пескарь почему-то избегают.
Особенно налим предпочитает крупного икряного ерша. Некоторые считают, что слегка придавленный ерш лучше. Я же заметил, что на живых ершей поклевок случается больше. В пользу этого факта говорит и то, что любого хищника в первую очередь привлекают колебания живца, которые улавливаются им на большом расстоянии. Но не побрезгует налим и прочими мелкими рыбками, если они ранены и не способны подниматься высоко от дна. Кстати, существует мнение, что на илистом грунте ночного бродягу встретить невозможно. Это не так. Приведу пример. Дело было в первой половине марта на Яузском водохранилище. Мы оставили на ночь жерлицы в заливе, в который впадала речушка. Строго по ее руслу шло разделение состава дна – справа обширный песчаный пляж, слева – максимальные для залива глубины – 4–4,5 м – и сильно заиленное дно с отдельными коряжинами. Из поставленных на ночь по всему заливу жерлиц результат дали только те, которые стояли слева от русла, т. е. там, где грунт был илистый. Здесь сработало пять из восьми жерлиц и было вынуто на лед три налима, а еще две оснастки рыбы завели в коряги. С правой же стороны из семи жерлиц не «загорелось» ни одной.
В данном случае картину ночного выхода налима представляю себе так. Поскольку налим любит чистую хорошо обогащенную кислородом воду, днем он стоял в заливе с той стороны русла, где песчаное дно. С правой же стороны, как днем, так и ночью, обитало очень большое количество плотвы – у нее здесь хорошая кормовая база. В огромных косяках плотвы, наверняка, попадались больные и раненые рыбки, которых налиму ночью нетрудно было подобрать. Вот он и выходил сюда кормиться.