Вести с водоемов

Кроме нестабильной погоды с переходом от умеренной к жаркой, на минувшей неделе рыболовов ожидали и другие осложнения, которые в той или иной мере проявляются при смене сезонов

На сей раз скачок к сильному теплу был столь стремителен, что в природе будто бы все взорвалось: одновременно вылетели комар, ручейники, в нагретой воде поднялась молодая зелень, а выход стрекозы по массовости можно было сравнить с вылетом поденки, который, кстати, еще предстоит. К тому же, у берегов замельтешили мириады мальков нового поколения. Приведенное перечисление сделано лишь с единственной целью показать, насколько много калорийной пищи вдруг предоставилось к рыбьему столу, и подводные обитатели, конечно, не преминут этим воспользоваться. Но такое обжорство хорошо для рыбы, однако на успехах рыболовов чрезмерная сытость рыбьего племени почти всегда отражается не лучшим образом.

В период изобилия корма под водой тактических приемов для достижения успеха на рыбалке может быть несколько. Во-первых, и это главное, следует определиться с основным объектом рыбьего питания на данный момент и постараться заготовить такую же наживку – майского жука, ручейника, личинку стрекозы или поденки, мотыля, рачка-богоплава, пиявку, крыску и т.д. Ловить на подобранную наживку, конечно, лучше там, где рыба кормится – обычно в местах, где личинок просто много, либо там, где течение загоняет корм в тихую заводь, создавая тут его повышенную концентрацию.  

Во-вторых, наоборот, стоит избрать для рыбалки наиболее «голодный» в настоящее время участок реки. К примеру, личинка стрекозы сейчас выходит там, где на водоеме есть широкое травянистое прибрежье – тут в прошлогодних водорослях и прочих органических отложениях до поры и живут различные личинки. А вот там, где берега, сложенные из глины и других твердых пород, круто обрываются в воду, рыба может рассчитывать лишь на бокоплава, малька, личинку поденки, до выхода которой еще далеко. Поэтому в таких местах даже в период всеобщей сытости можно рассчитывать на удовлетворительный клев, если рыбу прикормкой приучить, например, к пареной пшенице, перловке, гороху, опарышу, мотылю. Правда, рыба при этом, как правило, ловится очень короткое время, а затем словно исчезает, поэтому важно время активного клева не прозевать и отработать с полной отдачей, подобрав наиболее эффективную и скоростную снасть.  

Третьим способом ухода от слишком сытой и неклюющей рыбы может быть радикальная смена водоема или объекта ловли, учитывая, что массовый выход того или иного рыбьего корма связан с прогревом воды до определенной температуры. Допустим, на реке вода нагрелась настолько, что начался выход ручейника и различных стрекоз, а на каком-нибудь глубоком карьере до этого еще пара недель. Рыба, конечно, из карьера не сможет пойти покормиться в реку, а вот рыболов почтить своим вниманием клюющую рыбу вполне может. К тому же, если на реках все обитатели азартно гоняются за выбирающимися для превращения личинками, то на прудах карась и карп не столь активны и поворотливы в этом деле. Поэтому если на реке рыбалка временно стала уж совсем плохой, то не следует гнушаться и тихой карасевой ловлей под громогласный лягушачий хор.  

Именно с явной пресыщенностью рыбы, прежде всего, плотвы, голавля и язя, пришлось столкнуться рыболовам в прошедшие жаркие выходные дни на Оке под Каширой. При этом на одних местах можно было не увидеть ни поклевки, а на других хотя бы плотва ловилась вполне сносно. К примеру, около старого а/д моста, где наблюдался небывало массовый выход личинки стрекозы, клева рыбы почти не было, зато ближе к Соколовой Пустыни под крутыми глинистыми берегами на пареную пшеницу плотва весом около 200 граммов все же поклевывала, но во второй половине дня, когда становилось особо жарко, поклевки и здесь становились очень редки. Попытки ловить на мотыля, опарыша и червя подлещика и густеру также не увенчались успехом – лишь редкие поклевки мелочи. Видимо, у этих рыб сейчас самый пик нереста. Что касается другой окской рыбы, то она икру отметала очень удачно, если судить по мириадам мальков в прибрежной зоне. И обидно, что многие из них погибнут, когда крутые волны от могучих катеров выбросят их на берег – несмотря на запрет, по Оке носятся многочисленные маломерные суда и ни с какой стороны нет на них управы. Кроме того, сплошь и рядом нарушаются правила рыболовства – на берегах все время нереста присутствовало множество спиннингистов и доночников, по реке таскают плавные сети, не говоря уж о постоянно находящихся в воде. За истекшую неделю уровень воды в Оке после недавнего резкого подъема упал почти на полметра – теперь от летнего уровня превышение составляет около метра.  

Если на Оке рыба сейчас очень сыта и клюет плохо, то на расположенном рядом карьере-котловане около Белопесоцкого монастыря вода явно холоднее, поэтому здесь вполне сносно клюет на перловку плотва, а местами можно попасть на подход леща, пришедшего к берегам накануне нереста. Вот только по теплой погоде толпы отдыхающих делают рыбалку на котловане почти невозможной.  

С приходом лета мало изменилась картина с водой и клевом рыбы на большинстве водохранилищ столичного региона. Так, совсем не снижается очень высокий уровень на Рузском, Истринском и Озернинском водохранилищах. Здесь на удочку пока ловится преимущественно мелочь, поскольку у леща нерест еще не завершился. На Можайском водохранилище вода после недавних ливней поднималась почти на метр, но ее быстро сбросили, так что к прошлогоднему состоянию уровень подняли только на два метра (по отметке в районе Красновидово) и на этом зафиксировали. И все же успехи рыболовов станут на всех водоемах весомее, когда улучшится доступ к рыбе с помощью лодок, на которых можно будет выходить на воду с 11 июня.  

На водохранилищах Волжского каскада излишки воды пропускают очень интенсивно. Так, на Угличском уровень упал почти на метр, но остается еще повышенным. На самом водоеме и его притоках клев рыбы сейчас заметно ухудшился, что, вероятно, связано с большим приходом естественного корма и массовым нерестом у густеры и леща. Тем не менее, при грамотном подходе на устьевом участке Дубны можно неплохо наловить на перловку мерной плотвы, а на червя – вполне приличного по размеру окуня. Однако и здесь неплохой клев наблюдается лишь в несколько утренних часов, затем река словно вымирает.  

Как ни странно, но по сценарию непродолжительного утреннего клева складывалась рыбалка на многих карасево-карповых прудах. Так, на большом Минаевском пруду (Шишкино, справа от Каширского шоссе) местный карась весом до 200 граммов активно клюет на перловку лишь до полудня, затем ловятся только мелкая плотва и пескарь. Видимо, рыбу напрягает избыточная освещенность в еще не по-летнему прозрачной воде. Из-за массового нереста умерился клев крупного карася на пруду с плотиной у с.Лобаново (слева от Каширского шоссе, недалеко от Барыбино). Зато на этом водоеме чаще стал попадаться местный карп весом 4-6 килограммов. Также в основном недавно запущенные карпы клюют на кукурузу в расположенном неподалеку водоеме с плотиной у д.Ляхово, а карась здесь нерестится. На протяженном пруду слева от д.Малышево (первое бетонное кольцо между Каширским и Рязанским шоссе) в прошедшие выходные дни крупный карась клевал на перловку лишь пару утренних часов, не было клева и ночью. Очень активно на известном пруду №2 слева от с. Никитского (Рязанское шоссе) клевала только плотва весом до 200 граммов, изредка попадались карпы до двух килограммов весом и солидные караси. Вся рыба брала на кукурузу. Следует отметить массовый нерест в прибрежной зоне местного крупного карпа.