Зайцы имеют большое значение в ведении охотничьего хозяйства, ибо большое количество охотников увлекается охотой на них.
Походить с ружьем по дикотравью полей, поднять русачка – одно удовольствие. Особенно если такая охота вдвоем-втроем, то шуточки вроде «мазила» и похлеще несутся не только в сторону стрелка, но и в сторону зайца, уходящего через поле, то закладывая уши на спину, то ставя торчком.
А разве не удовольствие пройти по мокрой листве осеннего тихого леса после короткого дождичка. Глубоко дышится всей грудью от пряных запахов увядающих трав и листвы. Вдруг то ли пенек от спиленной березки, то ли кто-то обронил газетки листок, собирая летом здесь ягоды или грибы. Весь во внимании, застучало сердце: а вдруг беляк? Ружье к плечу, подводишь мушку.
Идешь почти не дыша, видишь, как бумажка как-то стала то сжиматься в комок, то пятиться под пенек. Ба! Да это беляк! Выстрел громом эха несется по затихшему лесу. Радости нет конца от такой удачи. Берешь беляка за уши, поднимаешь и с восторгом сам себе говоришь: «С полем!» Удачная охота «в узерку», как говаривали при известном авторитете русской биологии Сабанееве.
А что можно сказать об охоте со смычком гончих собак. Охота хороша вдвоем, втроем. Гончие спущены со смычков, ушли в поиск. Охотники идут по условленному направлению, все внимание в слухе. Вдруг недалеко, в густом подлеске, раздается «гав!». Затем тонкое заливистое молодой из смычка. Минута–другая, к ней присоединяется баритоном голос брата, и вот загремел в унисон басом старик. Невероятный концерт музыкальных голосов понесся по лесу.
У охотников захватывает дух от этих голосов, слышен стук сердца в груди, адреналин бьет в голову. Каждый участник снимает ружье, весь во внимании – куда пойдет беляк: на тебя ли, на товарища. Неожиданно почти рядом гремит выстрел, другой, умолкает музыка гончих, раздается крик «готов!». Подходим, смычок танцует вокруг высоко поднятого за уши товарищем беляка.
Поздравляем товарища «с полем». Каждой собаке отрезаем по лапке беляка, каждая с удовольствием хряпает, отойдя в сторонку. Веселые шутки, смех, с хорошим настроением от приятного общения с природой, идем к опушке леса, где стоит наша машина.
Работая многие десятилетия в охотнадзоре, ежегодно проводил мероприятия по учету охотничьих животных. Обычно эти учеты проводились после окончания осенне-зимнего сезона охоты и как бы подводили итог, а что есть в охотугодьях, какие меры, по каким видам зверей и птиц следует принять в наступившем новом году.
Беру пример: один из учетных маршрутов в 12 км, из которых примерно шесть – поле и шесть лес. В конце девяностых годов на этом маршруте я насчитывал пять–шесть переходов русака и до 43 беляка. В последующие двухтысячные годы эти показатели стали снижаться из года в год. В марте 2008 года на этом маршруте этот показатель был для русака 1–2, для беляка 3–5.
С началом зимнего сезона 2008/2009 гг. охотники с беспокойством заговорили: «Пропал заяц. Почему? Какие причины?» Ко мне, уже пенсионеру, посыпались звонки, охотники останавливали на улице, вопрос один: «Где, в каком хозяйстве есть зайцы? Где брать путевку? Ходим по угодьям – молчат собаки, ни следа зайцев». Наблюдения таковы: зайцы встречаются единично, и это по всем угодьям Гагаринского района, есть сведения, что такая обстановка и у соседей. Спрашивается, что случилось, что повлияло на их численность, на их среду обитания?
Мое мнение – причин много: русак – полевой зверь, он явно много гибнет в огне весенних полевых палов, которые ежегодно выжигают почти все поля и кустарники. А ведь именно первые весенние выводки наиболее часты и многочислен их приплод. Для русака эта причина явная, а для беляка нет, здесь что-то другое.
Практика ведения охотничьего хозяйства, биология зайцев показывает – у него как вида существуют периоды роста, затем падения численности. На эти явления действуют многие факторы: неблагоприятные в какое-то время, из года в год климатические условия – гибнет массово молодняк от поздних холодов, от затяжных дождей. Такие условия вызывают видовые эпизоотии инфекционных болезней, для зайцев это: пастереллез, туляремия, спирохотоз, кокцидиоз и др.
Да, зайцев стало крайне мало повсеместно, но почему-то об этом молчат, и никаких охранных мер не принимается ни со стороны администраций охотничьих хозяйств, ни со стороны многочисленных природоохранных департаментов и управлений.
Особое внимание работников охотхозяйств, природоохранных организаций должны привлекать случаи изменения численности не только зайцев, но и каждого вида охотничьего животного. При такой обстановке в охотугодьях следует немедленно провести специальные ветеринарно-эпизоотические исследования, точно установить, в чем причина этого, характер заболевания и принять соответствующие меры.