Конечно, следует понимать, что мелководье мелководью рознь: одно дело река с сильным течением, другое дело озеро или водохранилище с богатой прибрежной растительностью, а на небольших прудах совсем иные условия. Но главное тут, что течение на реке или на сильно проточном водохранилище воду все время перемешивает, приводя ее к однородности по содержанию кислорода и по температуре, причем чаще более высокой, чем на водоемах без течения. К примеру, в жару в прошедшие выходные дни вода на Рузском водохранилище прогрелась лишь до 24 градусов, а на Оке под Серпуховом аж до 27. И тем не менее, и на реках при очень теплой воде скопления рыбы чаще всего обнаруживаются либо под берегами, либо на самой сильной струе.
Вероятно, в первом случае рыба страдает от недостатка кислорода, потому ищет более спокойные места, требующие меньших затрат энергии. А на бурлящий поток она уходит за тем же кислородом, т.к. вода тут перемешивается очень интенсивно и как бы «газифицируется». Поэтому одни рыбы приспособились находить благоприятные условия обитания под берегами и на слабом течении, а другие в жару хорошо чувствуют себя и активно кормятся только на перекатах. К первым можно отнести леща, густеру, плотву, язя, а ко вторым – жереха, голавля, ельца, подуста. Известные хищники также различно относятся к проточности при очень теплой воде. Окуню, похоже, тепло по нраву; крупная щука просто впадает в анабиоз до осенних холодов, а мелкая «зубастая» гоняет мелочь и на перекатах, и под берегами; судак почти совсем переходит на ночной образ жизни, когда устраивает шумные побоища на отмелях с твердым дном и усиленным течением.
На непроточных водоемах в жару рыба спасается на мелководьях с твердым грунтом, т.к. тут нет гниения органики, забирающего остатки кислорода. Кроме того, она тяготеет к определенной водной растительности, которая при фотосинтезе также выделяет в воду кислород. К примеру, рыба любит стоять среди зарослей урути, рдеста, но избегает злодею, роголист, т.к. эти водоросли, особенно в жару, выделяют в воду много дубильных веществ, поражающих дыхательные органы рыбы. Кроме того, для успеха рыбалки следует искать отмели не только с жестким дном и «хорошими» водорослями, но также продуваемые ветрами любых направлений – лучше садиться ловить на прибой, забрасывая приманку за границу мутной полосы. Кстати, даже интенсивное судоходство в жару способно улучшить клев различной рыбы в прибойной прибрежной зоне, если тут не размываются мягкие илистые отложения.
Конечно, найдя правильное место для рыбалки, нужно подстроить снасть и подобрать насадку под активность той или иной рыбы. Не обязательно использовать самую тонкую леску, т.к. теплая вода обычно мутна, а вот общий вес оснастки необходим минимальный, что обеспечит успех при осторожности, капризном клеве, потому что и такой клев в жару может быть коротким по времени, так что надо ловить предельно эффективно. Этому поможет и «попадание» в насадку, но чаще хороший клев зависит лишь от размера приманки, а не от ее вида.
При низкой активности рыбы успех обеспечивает только одно зернышко пшеницы, перловки или кукурузы, единственная личинка мотыля или опарыша, что предполагает использование самых качественных крючков малого размера. К тому же, естественное падение компактной приманки в толще воды на легкой оснастке обычно вызывает смелую хватку рыбы еще до прихода ко дну, поэтому следует не лениться активно работать снастью, производя перезабросы, подтяжки оснастки, принудительные проводки по прикормке, жесткие придержки при проводке на течении, также нужны и эксперименты со спуском, т.к. рыба зачастую поднимается выше дна.
Итак, трудно складывалась рыбалка как со спиннингом, так с поплавком и донками, на Оке под Каширой на исходе минувшей жаркой недели, что, очевидно, связано со значительным перегревом воды, температура которой даже к утру не опускалась ниже 23 градусов. Кроме того, присутствовал сильнейший фактор беспокойства, привносимый в водную среду бесчисленными моторными средствами – на реке сейчас как на автотрассе. Тем не менее, поутру еще случались надежные поклевки на джиговые приманки некрупных судаков, бершей и щук, изредка попадались солидные окуни. А в один из знойных полдней автора этих строк от бесклевья избавила ультралайтовая снасть, когда на нулевой «лонг» серебристого цвета почти на каждом забросе в прибрежной зоне азартно клевали окуньки весом 50–150 граммов, попутно попались две щучки по 400–600 граммов и даже одна плотва на 300 г. Поплавочная и донная ловля давали приличные результаты только ночью и ранним утром. В проводку на пареную пшеницу и опарыша клевали в основном средние по размеру плотва и густера, на быстрых участках реки выше Соколовой Пустыни к ним добавлялись елец, голавль и подуст. Рыба предпочитала места с усиленным течением и избегала зон с замедленным или обратным движением воды. Доночники, нашедшие хорошую точку на реке и определившие оптимальную дистанцию заброса, могли похвалиться солидными лещами, а ночью на пучок червей и живца были нередкими хватки судаков и некрупных сомов. Усатые хищники чаще всего клевали на известном участке реки немного выше Каширской ГРЭС, а также в прибрежных проточных канавах на Пущинской яме.
На Рузском водохранилище продолжается сброс воды, что вызывает даже заметную проточность, поэтому в выходные дни здесь из-за перемешивания с глубинными слоями температура нагрева не превысила 24 градусов. Результаты сброса воды уже заметны – уровень немного понизился. Пока есть проточность, рыба на Рузе сохраняет достаточную активность, но ловится в основном некрупная. Так, в Осташево на исходе недели бойко клевали щучки до килограмма, попадалось много окуня, и мелкого судака. Кстати, полосатый уже создает «котлы» вблизи островков травы, где таятся массы малька, но жара в полдень выгоняет их из водорослей на открытую воду.
На Можайском водохранилище начался очередной этап подъема уровня почти на два метра – кажется, к зиме собираются водоем залить полностью. Думается, это чревато серьезными негативными последствиями как для рыбного населения водоема, так и для качества самой воды, потому что за несколько лет осушения почти до русла отмели заросли травой и кустарником, которые теперь окажутся под толщей воды и станут разлагаться. Пока же на водоеме и бель, и хищники исправно ловятся на мелководьях с песчаным и гравийным дном. Так, в районе базы в Красновидово щука на 4 кг была поймана на глубине около двух метров. Судак же, причем крупный, обнаруживает себя шумной охотой на уклейку в верхних слоях воды, т.к. в условиях сложившегося термоклина он ниже 2–3 метров не опускается. Тут его можно успешно ловить как на воблеры, так и на плавучие живцовые снасти, не давая приманке заглубляться ниже указанного горизонта.
На Угличском водохранилище на прошедшей неделе и в выходные дни не прекращался усиленный сброс воды, поэтому отмечался хороший клев леща с лодок на бортовые удочки. Спиннингисты тоже не скучали при частных поклевках судака и берша со дна и окуня поверху. И все же водоем уже перегрелся, поэтому много рыбы сейчас заходит в более прохладные притоки, идущие по густым лесам – в Дубну, Медведицу. Так, на исходе недели отмечался хороший клев подлещика на устьевом участке Дубны, но рыба лучше всего брала на мотыля, правда, самые крупные подлещики (весом до килограмма) попадались только на зерна пареной перловки и совсем не реагировали на опарыша.
Занятно складывалась карпово-карасевая рыбалка в жару на прудах, многие из которых сейчас сильно «цветут». Рыбу здесь приходится буквально вычислять по различным признакам, но общим было то, что она держалась на глубинах до полутора метров и ничуть не глубже. К примеру, на известном водоеме у д. Ляхово (слева от Каширского шоссе) совсем без улова оставались рыболовы, кидавшие снасти как можно дальше. Опыт рыбалки автора этих строк, прикормившего несколько «точек» на разном удалении от берега, показал, что оптимальной была дистанция всего в пять метров от берега, где глубина едва превышала метр. Здесь на кукурузу и пареную перловку одинаково хорошо брали карась и карп до килограмма весом. Прикормку приходилось постоянно подбрасывать малыми порциями, чтобы поддерживать высокий темп ловли.