Итак, при ловле на мормышку все спортсмены, приписанные к одной зоне, на самом деле ловят рыбу на общем участке, который будем называть общей зоной.
Говоря о тактике спортивной борьбы в общей зоне с сожалением отметим, что за полвека существования вида спорта именно это понятие обросло громадным набором недозволенных приемов, бороться с которыми трудно, а в большинстве случаев – просто невозможно.
Все основные беды ловли в общих зонах вытекают из следующих реалий:
– из возможности и действенности установления разного рода недозволенных контактов между спортсменами и водоемом еще до соревнований;
– из широких возможностей установления разного рода контактов между спортсменами во время ловли, что предопределяет возможность сговора между командами и отдельными спортсменами с целью выработки планов совместных недозволенных действий в ходе соревнований.
Нужно говорить о двух этапах изучения водоемов перед соревнованиями. Предварительное изучение, которое никто не запрещает начать еще задолго до соревнований, и заключительное – за три дня перед началом соревнований.
Вполне естественно, что команды-хозяева соревнований получают большую фору перед другими командами. Хозяева не только знают водоем в целом, они знают расположение конкретных участков, где концентрация рыбы особенно высока. А специфика ловли в больших общих зонах создает благоприятные возможности воспользоваться этими знаниями.
Теперь будем говорить именно о «подготовке» водоема к соревнованиям со стороны самих спортсменов. И это будут на все сто процентов именно незаконные действия. И опять же побудительной причиной таких действий является сам факт ловли рыбы в больших общих зонах.
Во все времена находились отдельные негодяи от спорта, которые стремились прикормить лунки на возможном или доподлинно им известном участке предстоящей ловли. «Узким» местом оказалось большая протяженность зон и их традиционная привязанность к берегам. На соревнованиях российского масштаба длина одной зоны достигает 300 метров. Значит, для двух туров нужны целых три километра береговой зоны водоема. Как «засекретить» такую махину до старта? Практически сделать это невозможно. И вот что по этой причине получается.
Глубокой ночью или светлым днем жалкая команда высыпает на водоем и кормит лунки на запрещенном для тренировок участке береговой зоны. Как кормит? А очень просто. Тренировки указали предпочтительные глубины для предстоящей ловли на соревнованиях. И теперь, если прикормить по лунке примерно через каждые 100 метров, то получается всего-то порядка 30 лунок на участке протяженностью 3 км. И главная цель – возможность каждому из злоумышленников воспользоваться в своей зоне в ходе соревнований хотя бы одной подготовленной лункой зачастую успешно достигается.
Более того, в режиме «подготовки» водоема к соревнованиям «спортсмены» идут даже на закладку тайников с рыбой.
Реальный путь устранения вышеназванных «пробоин» видится только в переходе в спортивной ловле рыбы мормышкой к персональным секторам, как это делается в ловле рыбы поплавочной удочкой по открытой воде.
Также ловля в общих зонах открывает широкий простор для установления разного рода контактов между командами, группами спортсменов и отдельными спортсменами. Контакты бывают как дозволенные Правилами, так и запрещенные ими. Контакты могут возникнуть как спонтанно в режиме тактики спортивной борьбы, так и по предварительному сговору. Целая серия возможных контактов направлена на умышленное искажение объективного соотношения сил команд и отдельных спортсменов, что дискредитирует анализируемый вид спорта и вынуждает думать о мерах по их предотвращению.
Но прежде чем говорить о разного рода сговорах, поговорим сначала о тех «инструментах», которыми можно сговор осуществить.
Существуют два основных пути создания помех прессингуемому сопернику. Первый путь – это распугивать рыбу от его уловистых лунок. Второй путь – создавать препятствия спортсмену в деле использования намеченных им для ловли районов зоны и отдельных лунок.
Распугать рыбу можно как шумом от сверления своих лунок в разрешенной правилами близости от лунок соперника, так и «прикормкой» таких лунок отпугивающими рыбу средствами. Понятно, что во втором случае возникает реальнейшая возможность бесконтрольного и безнаказанного использования экологически вредных для водоема средств. И это уже – третья крупная пробоина в корабле зонной ловли, ликвидировать которую запретами нереально. Но зато сделать это вполне возможно опять же посредством перехода на ловлю в персональных секторах.
Второй путь создания помех сопернику базируется на следующих основных приемах:
– организация собственной ловли на участках, подготовленных для ловли прессингуемым спортсменом;
– оттеснение (с помощью персональных флажков) соперника от ловли в конкретных лунках;
– «отрезание» соперника от перспективных путей расширения участков ловли.
В единой зоне можно и помочь нужному сопернику увеличить свой улов.
1. Один из способов такой помощи – это пригласить соперника к себе на тот участок зоны, где удалось найти рыбу.
2. Другой из самых простых и «законных» способов – это уступить сопернику свои рабочие лунки. Для чего (по сговору, естественно) нужно просто уйти с лунки, сняв с нее флажок.
3. Очень простой, но не законный способ – подарить сопернику свою рыбу. И это очень легко сделать. Нужно закопать в снегу у лунки рыбу, а затем покинуть ее в пользу нужного соперника. Проделать все это незаметно от судей в условиях большой общей зоны никакого труда не представляет. И это уже настоящая трагедия для вида спорта.
Возможность передать сопернику рыбу – это уже четвертая, громадная и неустранимая пробоина в корабле зонной ловли!
И вывод напрашивается тот же самый – спасти вид спорта от гибели возможно только посредством перехода на ловлю в персональных секторах.
Теперь о сговорах внутри зоны. При ловле в общей зоне группа спортсменов вполне может договориться о законных совместных действиях. Например, о совместном поиске рыбы, совместном использовании найденного рыбного места с корпоративном использованием персональных флажков и т.д. Такого рода сговор «разоблачить» практически невозможно, да и не нужно.
Криминальным мы будем называть такой сговор, в результате которого намеченные действия направлены на явное и умышленное искажение истинного соотношения сил команд и отдельных спортсменов. Как мы посмотрим, например, на сговор с целью помешать в зонах спортсменам конкретных команд, чтобы не дать этим командам высоко подняться в итоговой таблице результатов? Так вот, такого рода сговор уже вполне может считаться криминальным. Действительно, он носит избирательный характер и направлен на искусственное занижение возможностей намеченных в жертву отдельных команд, а значит, и занижение их истинной силы в угоду другим избранным командам. Нетрудно понять, что при ловле в общих зонах можно «затюкать» прессингом даже очень сильную команду.
Спасти спортивную мормышку можно. Единственный реальный путь спасения вида спорта – похоронить спортивную ловлю на мормышку в общей зоне и тщательно проработать вопрос о переходе на ловлю в персональных секторах.
При этом все основные смертельные недуги вида спорта излечиваются сами собой, сразу и навсегда.
Но ничего в этом мире не дается даром, и как бы при переходе на ловлю в секторах не приобрести новые недостатки, свойственные именно секторам! И вот этого допустить никак нельзя. Очевидно, что при переходе на ловлю в секторах возникает одна (наверное, единственная) опасность – это такая неудачная нарезка секторов, при которой у них будет недопустимо велик разброс «проектных мощностей». Подобная опасность при ловле поплавочной удочкой в персональных секторах во многом устраняется сама собой за счет возможности ловить разную рыбу на различном удалении от берега. Ничего нового не нужно придумывать и при подледной ловле. Нужно только сделать поправку на особенности поведения рыбы в ледовый период.
А для этого, во-первых, длина сектора (при ширине порядка 10-12 метров) должна составлять, в зависимости от водоема, порядка 200–300 метров! Если же участок ловли выбран без береговой зоны, то длина секторов может быть гораздо меньше.
И это первое специальное требование при переходе на ловлю в секторах. Но для создания равных возможностей достижения высоких результатов всем спортсменам и этого еще недостаточно.
Не секрет, что подо льдом рыба менее активна, чем в открытой воде. И на прикормку она подходит намного медленнее. Поэтому в качестве необходимой добавки к очень длинному сектору нужно осуществить еще и следующее: учредить, во-вторых, продолжительность тура в размере 5–6 часов на всех крупных соревнованиях, проводимых в два дня! Бояться этого нечего. Ведь ловят же спиннингисты по 7 часов в туре!
И вот теперь, после таких двух нововведений, и про подледную ловлю на мормышку можно будет сказать то же самое, что уже многолетняя практика ловли поплавочной удочкой доказала на деле: в подавляющем большинстве случаев опытному спортсмену удается в ходе тура найти в своем секторе такой вариант ловли, который позволяет ему занять высокое место в зоне.
Но что еще тоже очень важно, при переходе к секторам видятся новые, дополнительные плюсы, обогащающие замечательный вид спорта, каким является подледная ловля рыбы на мормышку. В частности, спортсмен будет просто обязан стать универсалом, умеющим ловить разную рыбу на различной глубине. И сбудется наконец сокровенная мечта каждого спортсмена – стать единоличным хозяином всех своих подготовленных лунок.