Почему нас лишают права на охоту

Звонит мне с утра знакомый охотник, которому мои способности по части охотничьих баек в подметки не годятся и, не дав прийти в себя или что-то возразить, прибирает бразды рассказа в свои руки и без каких-либо пауз, говорит

«Прилег вчера вечером на диван и начал изучать очередной номер (№ 32 за 2009 г.) всеми любимой «РОГ» с передовицы «Путевка: только «за»!», написанной наемным директором, который «много лет работает в охотничьем хозяйстве», однако тема «быть или не быть путевке-разрешению», многократно обсуждавшаяся на страницах газеты, воспринимается им почему-то как «нововведение», а попытки установить в стране законный правопорядок – непонятны, так как исходят от «граждан с крайне реакционными мыслями».  

Читаешь – художественный свист, да и только. Ведь понимает – из социализма мы пришли не в коммунизм, но никак не хочет понять: вкладывать деньги в восполнение ресурсов животного мира – это ДОБРОВОЛЬНО ПРИНЯТОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО охотпользователя. Соответственно, сваливать свои обязательства на охотника – это противозаконно, это плохо с точки зрения морали, это ущемляет права граждан. Поэтому совершенно справедливо: в такое «охотхозяйство» только ленивый не кидает камни.  

Тотальный дефицит совести, увы, стал отличительным признаком нашего времени.  Любой нормальный человек давным-давно задумался бы: почему и за что меня забрасывают камнями?! Но с маниакальным упорством продолжает убеждать нас, что «охотники просто обязаны вкладывать деньги в частное хозяйство и получать от этого моральное удовлетворение».  

Почему-то «водители нормально воспринимают повышение цен на бензин, а охотники не понимают, что в современной России стоимость зависит от спроса». Водители знают, в цене бензина только налоги государства на невосполнимый ресурс – нефть составляют порядка 60%, а вот охотники знают и то, что дикие животные – это самовоспроизводящийся природный ресурс и охотпользователь ни за угодья, ни за охотничьи ресурсы сам практически ничего не платит и все сваливает на охотника.  

За 40 тыс. га  лесных охотугодий охотпользователь должен заплатить арендную плату из расчета ТРИ КОПЕЙКИ ЗА ГЕКТАР В ГОД, итого 1200 рублей или 400 рублей в сезон. Разделив на 90 в среднем выданных путевок и помножив на выручку от продаж в 8% , получаем стоимость сезонной путевки 4 рубля 80 копеек, то есть цена настолько смехотворно мала, что в расчетах ее можно вообще не учитывать. А вот РЕАЛЬНАЯ НАЖИВА ХОЗЯИНА и будет составлять величину РЕАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ ПУТЕВКИ, которую В. Алифер почему-то скрывает за процентами. В нашем районе на летне-осенний сезон путевка стоит три тысячи рублей.  

Получая долгосрочную лицензию НА ПОЛЬЗОВАНИЕ (но не на ведение охотничьего хозяйства!!!) животным миром, учредитель ДОБРОВОЛЬНО принимает на себя обязанности по восполнению ресурсов охотничьих животных. За это он получает право пользования! Но этого оказывается мало, с охотника надо получить еще  и «моральное удовлетворение», размер которого составляет разницу между ставками сбора по ст. 333.3 Налогового кодекса РФ и прейскурантом на оказание услуг: ставка сбора за лося – 1500 рублей, а по прейскуранту от 30 тысяч рублей; на взрослого кабана – 450 рублей, а по Прейскуранту от 10 тысяч рублей. «Моральное удовлетворение» владельца охотничьего хозяйства как минимум в двадцать!!! раз или 2000% превышает государственные сборы.  

Любой, кто занимается другими видами предпринимательской деятельности, делает это на свой страх и риск, почему только охотничье хозяйство должно иметь какие-то привилегии? Чем оно лучше, например, сельского хозяйства, где урожай гибнет от засухи и дождей или его разворовывают целыми полями? Почему охотничьи ресурсы – утка, заяц, лиса, вальшнеп – являющиеся государственной собственностью и за охоту на которых государство никакой платы не берет, должны стать источником прибыли для охотпользователя? О каких затратах на ведение охотничьего хозяйства может идти речь – дурилка для обывателей!  

Кто «не просто гуляет по лесу», знает: подкормкой пользуется только одно животное – кабан, остальным подкормка – как рыбке зонтик! Правильнее следует называть – свиноводство. А там, где кабан – другие зверюшки и птички не живут. Главное для воспроизводства животных – погодные условия, которые охотпользователю неподвластны, и охрана – находящаяся в компетенции Госохотнадзора. Зарплата штатных работников? Так это проблема хозяина и самих работников, причем здесь охотники? Охотники работников не нанимали и не просили хозяина заниматься охотничьим хозяйством, он делает это на свой риск! Путевка появилась всего лет тридцать назад, предыдущие столетия охотились свободно в традиционно установленные сроки. Разрешение на охоту – охотбилет – был изобретен тоталитарным режимом для принудительного ограничения прав и свобод населения и объединения его в одну организацию, чтобы им легче было управлять. Этот «союз охотников» и придумал путевку для финансирования содержания своего аппарата.  

Мышление охотоведов поражено полученным образованием более примитивной системы, чем экономический строй первобытного общества, обусловленный закреплением угодий и коллективным характером труда охотников и присвоения его результатов, им не преподавали, время было такое. Ты знаешь, Валентин, мне очень хотелось бы узнать, когда у нас в России начнут действовать «недействующие» законы, а на работу в специально уполномоченные органы придут грамотные специалисты, кого привлекут к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство или причинение имущественного ущерба путем обмана, УЧРЕДИТЕЛЯ или НАЕМНОГО ДИРЕКТОРА?

 Почему меня это заинтересовало? Дело в том, что мы с Вячеславом Алифером в какой-то степени коллеги: он так же, как и я не смог найти работу в государственных структурах и устроился в частное охотничье хозяйство, а я – в дорожное, но тоже частное. Он – биолог-охотовед, я – инженер по ремонту автомобильных дорог. Естественно, основной моей задачей является возвращение затрат  хозяину на содержание дорог и получение прибыли.  

Вот тут-то и пригодился мой охотничий опыт: ввели мы за проезд по нашим дорогам платную путевку. В условиях постоянных пробок и перегруженности дорог ее значение для дорожного хозяйства просто бесценно: во-первых, выдавая платные путевки, мы регулируем пропускную способность и имеем возможность повлиять на сохранность дорог, это, кстати, одно из условий предоставления дорог в наше пользование; во-вторых, разрешить проезд без путевок – значит, вовсе лишиться возможности контролировать водителей на охраняемых (!) дорогах, а охрана дорог тоже обязательное, едва ли не главное, условие предоставления дорог в наше пользование; в-третьих, не выдавая путевки, как вести учет тех же машин и количества тонн перевозимого груза, с нас это тоже спрашивают соответствующие органы. 

Я много лет работаю в дорожном хозяйстве и с полной ответственностью могу сказать: думающий и знающий водитель не станет противиться тому, что на дорогах должен быть порядок, к которому мы и стремимся, выдавая платные путевки на проезд. Помню, вздрогнули мы в январе этого года, не увидев в постановлении Правительства наше детище – путевку-разрешение на проезд по нашим дорогам, но потом вздохнули с облегчением: пришел мальчиш-кибальчиш, привел с собой красную армию и, воспользовавшись доверчивостью премьера, победил бюрократов. Цены на путевки для разных водителей разные: местным подешевле, приезжим подороже.  

Ветеранов, участников войн, инвалидов тоже не обижаем. Как на это смотрят власти? Нормально смотрят. Да и кому смотреть-то – на весь район один гаишник. Проверяет, чтобы у водителей было наше водительское удостоверение, а не государственное. Если кто-то по дороге едет без путевки – составляет протокол и штрафует по полной программе. В большинстве своем водители – это люди понимающие, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и если ты хочешь, чтобы и сын твой, и внук ездили по свободным и хорошим дорогам, ты должен купить путевку в нашем частном дорожном хозяйстве. А то, что водители платят государству дорожный сбор...».  

«Стоп, стоп, стоп, хватит заливать», – успел я перехватить инициативу, когда мой собеседник чуть-чуть решил перевести дух. «Вот-вот, тут я и проснулся, – последовал ответ. – С дорожным хозяйством я, пожалуй, погорячился, а вот с грибным следует попробовать, пока эта ниша в рынке никем не занята. А что, прибрать к рукам грибные угодья, благо никто никаких документов не проверяет, проверит – дать денег, поставить свою охрану, сымитировать биотехнические мероприятия (удобрения посыпать или там водичкой полить) и требовать от грибников, чтобы они покупали путевки за наши услуги».
Будет частное грибное хозяйство! Вон Иван-пьяница в деревне, стал предпринимателем: прорубил рядом с общественной свою прорубь, черпает воду и в соседнюю выливает, Полкана для охраны привязал и берет плату за оказанную услугу «жидкими деньгами», несмотря на прения и публикации. Куда ж без воды денешься? Чем дурилка про «биотехнические мероприятия» отличается от Ивановой? Что там лапша на уши, что тут...».  

Мы потом еще долго беседовали, обсуждали, почему только в охотничьем хозяйстве существует подобный беспредел и его работники со страниц газеты абсолютно легально рассказывают, как они, не имея никаких полномочий, «регулируют пропускную способность», лишая граждан России права на охоту... Почему при этом молчит прокуратура?.. Почему предприниматели России занимаются разными видами деятельности на свой страх и риск, а с охотпользователями госинспектора принудительно обязывают заключать возмездные договора на оказание несуществующих услуг по путевке?..  

Почему нас никто не обязывает покупать только отечественные ружья или вазовские машины, микояновскую колбасу, а в охотничьем хозяйстве все затраты должен возмещать охотник?.. Почему В.И. Ульянов-Ленин в Декрете об охоте предоставил народу право бесплатного пользования охотничьими ресурсами и без путевки? Его не отменил И.В. Сталин, это же право сохранено в Законе РСФСР «Об охране и использовании животного мира», действовавшего до 1995 года. Национальные традиции бесплатного пользования и без путевки!!! продолжает ФЗ «О животном мире» от 24.04.95 г., а нынешний президент это право решил продавать на аукционах наиболее состоятельным гражданам, взвалив тем самым на плечи охотников не только финансирование охотничьего хозяйства, но содержание и обогащение жирующей части нынешнего общества. Если «слуги народа» ездят на мерседесах, это вовсе не означает, что народ живет еще лучше...  

Мышление и опыт охотоведов сложились в условиях общенародной собственности другого государства. Необходимо понимание произошедших в стране перемен. Сегодня деньги надо зарабатывать, а они привыкли пользоваться полученными привилегиями и собирать их «с миру по нитке, голому на рубаху» и жить по-принципу: «прав не тот, кто не ошибается, а тот, кто умеет исправлять свои ошибки», хотя правильнее  «не ошибается тот, кто ничего не делает». Мне же представляется, что надо жить по другим принципам: учиться на чужих ошибках, а не на своих, или «не навреди!».  

Господа охотпользователи, чтобы ваше хозяйство называлось частным, надо содержать СОБСТВЕННЫХ охотничьих животных в полувольных условиях. «На чужой каравай рот не разевай!» Вот тогда в вас никто камнем не бросит, а желающие воспользуются вашими услугами. Думаю, их количество будет зависеть от соотношения «цена – качество». С удовольствием потравлю ваших русаков своими собачками, если эта услуга будет мне по карману. Желаю успехов!