Поскольку наши чиновники от охоты слишком заняты очередной реорганизацией, а охотничью литературу в министерстве читают, то, в свою очередь, решили помочь, и предлагаем ряд поправок, которые, по нашему мнению, могут внести в «Порядок регулирования численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» ясность.
Всего в Правилах 22 пункта и в 9 из них мы предлагаем внести изменения, а два пункта вообще исключить.
Начнем по порядку. Сразу... со второго пункта. В нем говорится о том, в каких целях проводят регулирование численности, а вот что делать с уже добытыми животными – нет. Это и необходимо добавить. Добытые охотничьи животные могут либо подлежать реализации, либо уничтожению. Решение о реализации или уничтожении должен принимать руководитель специально уполномоченного государственного органа или должностное лицо, уполномоченное этим руководителем с учетом заключений органов ветеринарного и санитарно-эпидемиологического надзора о безопасности их дальнейшего использования. Решение о реализации или об уничтожении добытых охотничьих животных надо оформлять актом, при этом обязательно указать:
а) вид и количество объектов животного мира;
в) способы использования (реализация или уничтожение);
г) дата, время и место уничтожения (при принятии решения об уничтожении).
Добытых охотничьих животных, представляющих ценность для использования в природоохранных, культурных, научных, медицинских, образовательных, просветительских целях специально уполномоченным государственным органом можно передавать государственным учреждениям для использования в указанных целях на безвозмездной основе по акту приема-передачи.
Добытые охотничьи животные, подлежащие реализации в иных целях, надо передавать специально уполномоченным государственным органом Федеральному агентству по управлению государственным имуществом или его территориальным органам по акту приема-передачи с приложением документов, необходимых для их реализации.
Уничтожение же добытых охотничьих животных может осуществляться только на основании акта об уничтожении, который подписывается должностным лицом специально уполномоченного государственного органа, должностным лицом уполномоченного в области ветеринарии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, под контролем которого производится уничтожение, а также понятыми и при этом заверяется печатью уполномоченного органа. А в случае отсутствия понятых можно применить фото- и киносъемку, видеозапись, но обязательно с указанием даты и времени проведения съемки или видеозаписи.
Специально уполномоченные государственные органы, принимающие решение о об изъятии конкретных охотничьих животных (пункт 3,4) обязательно должны согласовывать свои действия с Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору.
А вот пункт 5 следует полностью изменить. Желательно, чтобы звучал он так: «Решение о регулировании численности охотничьих животных и целесообразности по их изъятию принимается специально уполномоченными государственными органами с учетом заключений специализированных научных учреждений в области ведения охотничьего хозяйства и по согласованию со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими охрану земельных, водных и лесных ресурсов».
Что касается того момента, когда необходимость изъятия охотничьих животных является безотлагательной, например, в целях устранения угрозы жизни людей, то руководитель специально уполномоченного государственного органа или уполномоченное им должностное лицо принимает решение по факту изъятия с оформлением акта об изъятии. Акт, естественно, составляется в присутствии двух понятых, а в случае их отсутствия, с применением фото- и киносъемки, видеозаписи (с указанием даты и времени проведения съемки, видеозаписи). К акту обязательно надо прилагать именную разовую лицензию на использование охотничьих животных, если их изъятие из среды обитания осуществляется по именным разовым лицензиям.
Пункт 13, дающий возможность нечистым на руку чиновникам выдавать разрешения на изъятие травмированных, больных, зашедших в городские или сельские поселения охотничьих животных в течение всего года, нужно просто исключить.
Необходимо конкретизировать пункт 17, в котором говорится о создании спецбригад. Да, бригады создавать нужно, но руководить ими должны только должностные лица специально уполномоченного государственного органа. Соответственно и разрешение на регулирование численности охотничьих животных должно выдаваться только руководителю, а списки членов бригад охотников утверждаться специально уполномоченным государственным органом.
Соответственно необходимость пункта 18 пропадает сама собой.
Пункт 19, вызвавший наибольшее возмущение среди охотпользователей, не желающих принимать у себя посторонних охотников, приезжающих регулировать численность по письму или звонку, стоит изложить в следующей редакции: «Регулирование численности охотничьих животных в границах предоставленной территории (акватории) для осуществления пользования охотничьими животными по долгосрочным лицензиям (юридические лица, индивидуальные предприниматели) осуществляется под руководством работников указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствии с настоящим порядком и под контролем специально уполномоченного государственного органа. Ответственное лицо, получившее разрешение, имеет право создать бригаду охотников, списки членов утверждаются специально уполномоченным государственным органом».
В пункт 20, запрещающий регулирование численности при недостатке сведений, стоит добавить и запрет на разрешение при отсутствии согласования с Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору.
Что касается отчета по итогам изъятия охотничьих животных (пункт 22), то должностное лицо, получившее разрешение, в суточный срок обязано представить информацию в специально уполномоченный государственный орган для принятия решения: что делать с добытыми животными, а затем – действовать в соответствии с полученными указаниями. А уже по окончании срока разрешения в двухнедельный срок представить отчет, к которому прилагаются разрешения и именные разовые лицензии, в том числе и неиспользованные. В отчете необходимо указать:
а) место и время изъятия охотничьих животных;
б) виды и количество (если оговорено в разрешении – по половым и возрастным категориям) изъятых охотничьих животных;
в) указать причины неиспользования выданного разрешения.
Возможно, специалисты от охоты предложат еще более рациональные и продуманные решения, но уже в таком виде чиновникам будет ой как сложно использовать «Порядок» в личных целях.