Какими будут новые правила охоты

Для реализации закона об охоте до 1 апреля 2010 года необходимо принять более 20 подзаконных нормативно-правовых актов различного уровня

Одним из основных документов, регламентирующих деятельность охотников при проведении охоты, являются правила охоты.

Согласно закону правилами охоты устанавливаются запреты охоты в определенных охотничьих угодьях, в отношении отдельных видов охотничьих животных или животных определенного пола и возраста. Устанавли­ваются сроки, допустимые для использования орудия и способы охоты. При этом орудия и способы охоты должны соответствовать международным стандартам на гуманный отлов диких животных. Кроме того, правила должны определять требования к охоте на копытных животных, медведей, пушных зверей и пернатую дичь, а также к охоте с собаками и ловчими птицами. Требования к отлову и отстрелу охотничьих животных, их сохранению, в том числе к регулированию их численности. Требования к продукции охоты и иные параметры осуществления охоты. Указанные правила обязательны для исполнения физическими и юридическими  лицами, осуществляющими  деятельность в сфере охотничьего хозяйства.

Правила охоты утверждаются Правительством Российской Федерации.

Лица, виновные в нарушении правил охоты, несут ответственность в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации.  

В настоящее время функции охраны, воспроизводства и использования охотничь­их животных передаются  из Минсельхоза в Министерство природных ресурсов. Видимо, готовить новые правила охоты придется уже специалистам этого министерства. Хочется надеяться на то, что при смене федерального органа работа по подготовке нормативных документов по вопросам охоты и ведения охотничьего хозяйства обретет новый качественный уровень, и охотничье хозяйство России получит, наконец, нормальную правовую базу.   При этом хочется высказать несколько пожеланий разработчикам новых правил охоты.  

Во-первых, при их составлении нельзя ориентироваться на Правила добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденные постановлением Правительства Российской Феде­рации от 10 января 2009 года № 18. Эти правила надо отменять как можно скорее, т.к. кроме вреда никакой пользы для охоты в России они не принесли.  

Ни в коем случае нельзя руководствоваться принципом «весь мир мы разрушим, а затем». За годы существования в России были разработаны нормативные документы, качество которых не вызывает сомнения и подтверждено многолетней практикой применения в российском охотничьем хозяйстве.  Взять хотя бы Типовые правила охоты в РСФСР, утвержденные Главохотой в 1988 году. Изданные на основании их территориальные правила охоты, успешно действуют еще в большинстве субъектов Российской Федерации.  

Таким образом, Типовые правила охоты  могут послужить основой при составлении новых правил охоты. Многие разделы этих правил     практически совпадают с нормами статьи 23 закона об охоте и почти не нуждаются в изменении редакции.  За период с 1988 года по настоящее время по их применению не возникало никаких вопросов.   

Закон предусматривает необходимость установления в правилах способов охоты. Практически вся охота может вестись тремя способами:  с применением огнестрельного оружия (использование луков и арбалетов запрещено законом об оружии), с применением самоловов и использованием ловчих животных (собаки и ловчие птицы). Дальнейшая детализация способов охоты в масштабах единых для России правил невозможна. Это наглядно показывает практика составления правил добывания охотничьих животных. Попытка составителей данных правил зарегулировать на федеральном уровне все возможные способы охоты привела к полнейшему абсурду. Например, охота на бурундука, сусликов, хомяка и водяную полевку из засады. Предусмотреть в одном документе федерального уровня все ситуации, складывающиеся на охоте, невозможно, да и в этом нет необходимости. Достаточно определить  в правилах те способы и орудия, применение которых запрещено. Этот принцип  был заложен в Типовых правилах охоты и полностью себя оправдал за двадцатилетний период их действия.  

То же касается и вопросов использования оружия и других орудий охоты. Попытка составителей правил добывания расписать все охоты по калибрам оружия попахивает дилетантизмом. Именно по этой причине правительство было вынуждено вносить в правила изменения, которые, впрочем, не смогли исправить ситуацию. Но из рожденного олигофрена не вырастет нормальный человек, так и этот «документ» не принес охотничьему хозяйству блага.  

В охотничьем законодательстве ряда стран вводятся ограничения по применению оружия для отстрела определенных видов охотничьих животных. Однако там исходят из мощности оружия, а не из его калибра и длины гильзы.  

 Нельзя забывать о том, что за каждой строчкой правил охоты стоит ответственность охотника. Так что ж теперь, если охотник стрельнул пресловутую водяную полевку не с подхода и не из «засады», а с весельной лодки, его штрафовать?  

В этом случае все нормы правил должны соответствовать реальной жизни, иначе они все равно не будут соблюдаться. Надуманные чиновниками ограничения могут доставить невинному человеку немало неприятностей. Возьмем один пример. Пунктом 7 правил добывания  установлено, что при транспортировке продукции от добычи диких копытных животных необходимо иметь при себе лицензию, которая является документом, подтверждающим законность добычи этих животных. Эта норма невыполнима, т.к. после отстрела зверя лицензия закрывается и остается в охотничьем хозяйстве, где проводилась охота. На руках у охотника может остаться только талон, а это уже не лицензия. А если проводилась коллективная охота и охотники едут в совершенно разные места? Один талон на 10 человек не разделишь. Кто и зачем придумал такую норму? На любом посту ГАИ охотника, везущего мясо лося без лицензии, остановят и будут правы, т.к. по правилам – это нарушение.    

Зачем была введена норма на запрет  применения гончих на охоте на лося и  оленя? Эти собаки всегда применялись охотниками на охоте на  лося.  

Ущерба для популяций этих животных не происходило. Надуманный запрет ставит под угрозу нарушения правил охоты легальных охотников. При охоте на диких копытных животных  зачастую в одном загоне есть и лось, и кабан. Что в этом случае делать стрелку,   если на него выгнала гончая  лося? Лицензия есть, а стрелять нельзя, т.к. это нарушение правил  добывания охотничьих животных.  

Зачем введена эта норма? Кому мешали  гончие на лосиной  охоте? Я думаю, что большинство охотников  разделяет мою точку зрения.
То же касается применения охотничьего оружия. Почему огранили его  применение для отстрела волка и установили сроки охоты на этого хищника?  

В России волки наносят громадный ущерб животноводству и охотничьим животным. Зачем лимитировать их добычу сроками охоты? Со времен СССР, когда  за уничтожение волка  государство  выплачивало премию, численность их  увеличилась весьма значительно. По последним данным, опубликованным в сборнике Центрохот­контроля, численность волка в России составляла  более 44 тыс. особей. И это не  точные цифры, т.к. видовой учет   численности хищников в последние годы не проводился.  

В то же время российская охота теряет  свои традиции. Уходят в прошлое охоты,  о которых писали классики российской охоты – Тургенев, Аксаков, Пришвин и наш современник – охотовед М.П. Павлов, написавший прекрасную книгу об охоте в вятских охотничьих угодьях. 

С гончими собаками в большинстве  охотничьих хозяйств не разрешают охотиться, мотивируя тем, что собаки разгоняют  лосей и кабанов. Препоны ставятся и легашатникам, которые якобы пугают  уток до начала утиной охоты. Российская охота сводится к отстрелу кабанов с вышек и лосей на загонной охоте. А правильно ли это?  

В нашу охоту пришли такие уродливые явления, как отстрел животных в вольерах. Причем стреляют там даже домашних животных – яков. В последние годы у нас популяризуют вармитинг – это тоже не вяжется с понятиями российской охоты. Рассматривать сурка как мишень для дальнего выстрела, по моим понятиям, аморально. Для соревнований по стрельбе есть тиры. Упражняйтесь там. Охота несовместима со спортивными соревнованиями.  

В этой связи в правилах охоты необходимо внести соответствующие запреты. Задача правил –  обеспечить «зеленую улицу» для истинно русской охоты.  

Правила должны обеспечивать рациональное использование и сохранение охотничьих животных. Установленные правилами добывания сроки  весьма сомнительны. Зачем установлены сроки на охоту на медведя  в степных районах, где этого зверя нет  уже долгие годы, или он не обитал вообще? В то же время  правила необоснованно ограничили  охоту на самцов косули, трофейные качества  которых достигаются  к июню.  В ряде регионов можно разрешить охоту на кабана в течение всего года, т.к. численность этих животных достигла предела. Тем более, актуальность этой проблемы все более очевидна с возникновением на территории России очагов африканской чумы свиней, от которой нет вакцины.  

Решать все эти вопросы на уровне федерального нормативно-правого акта, конечно, нецелесообразно. Зачем все это законодатели зарегулировали на федеральном  уровне, непонятно? Россия – громадная страна, и попытка решить все проблемы охоты на ее территории единым документом нереальна. Может быть, все же следует пересмотреть эту норму закона и дать возможность субъектам Российской Федерации устанавливать свои правила охоты с учетом природно-климатических  условий и традиций населения этих регионов?

Что еще почитать