Традиционное варварство

Прочитал две заметки биолога-охотоведа Виктора Степаненко в №№ 41 и 42 за этот год

 В одной из них «Охотничьи традиции: прошлое и настоящее» В. Степаненко пишет: «Охотники в подавляющем большинстве – нормальные люди, с нравственными нормами нормальных людей. К тому же каждый обладает чувством хозяина, поэтому охотники в угодьях обычно ведут себя по-хозяйски, в соответствии со сложившимися в данной местности традициями охоты».

По изложенному чувствуется, что человек он молодой, с небольшим жизненным опытом и стажем работы охотоведом. Поэтому он, не располагая примерами из реальной жизни, пишет, как должно быть в идеале.  

Но жизнь иногда преподносит неожиданные сюрпризы, в том числе и негативного свойства.  

За более чем полувековой период моих охотничьих скитаний мне пришлось охотиться во многих местностях нашей необъятной страны. География моих поездок весьма обширна. От Карелии до Якутии, Европейский и Обский север, почти все центральные области. Везде приходилось контактировать с местными охотниками. От них в большинстве случаев зависел успех моих охот. Они практически бесплатно доставляли меня в свои охотничьи эльдорадо на своих катерах, автомобилях, вездеходах.
Повсеместно, где я бывал, охотники занимались отловом птиц, в основном глухарей и рябчиков. Это традиция. Случаи поимки тетеревов я не наблюдал, но они наверняка существуют.  

На глухарей настораживают петли на порхалищах, а на рябчиков обычно настораживают петли, используя в качестве приманки гроздь рябины.  

Отловом рябчиков занимаются в основном подростки в окрестностях поселков. Рябчиков там, как правило, очень много, а жизнь в этих поселках очень тяжелая.
Однажды я охотился в сентябре с русско-европейской лайкой в окрестностях поселка Исить на Лене в Якутии. Тетеревов и рябчиков было много. Работа молодой собаки меня радовала. Под вечер я возвращался в поселок и шел по лесной дороге. На подходе к поселку, километра за два, на дороге начали попадаться перья рябчиков, и чем дальше, тем больше. Под конец я шел по сплошному ковру из перьев и пуха. Это практичные местные ребята несли домой пойманных в петли рябчиков и, чтобы сэкономить время, шли и щипали птиц на ходу.  

Но все это детские шалости по сравнению с жестокой жизненной прозой, о которой я хочу рассказать, хотя мне неприятно об этом вспоминать. Это попытка достучаться до сознания людей, называющих себя охотниками, и уберечь от бессмысленного истребления сотен или хотя бы десятка глухарей, потому что речь будет идти конкретно о них.  

Глухарь из-за своего размера наиболее желанная дичь. Их в основном и отлавливают. По мелочам размениваться будет не всякий. И, как раньше писали об отлове соболей, плашку ружьем не обстреляешь, так и в отношении отлова птиц могу сказать – петлю ружьем тоже не обстреляешь.  

Далее будет рассказ о трех аналогичных случаях, но поскольку произошли они в разных местностях, то, наверное, можно говорить о традиции.  

Случай первый. Происходило это в восьмидесятых годах, но, на мой взгляд, актуально и по сей день. Сентябрь. Приток Печоры, река Лыжа. Сто километров от устья. Два катера «Прогресс» и моторы «Вихрь-25» и «Москва-30». Я в компании моего приятеля Анатолия из города Печора и двух жителей поселка Кожва Вячеслава Исакова и Петра Виноградова. Мне предстояло прожить с ними целый месяц в охотничьей избе.  

На третий день все четверо пошли устанавливать петли на глухарей. Это был их охотничий участок, и места, где были порхалища, они знали хорошо. Всего было установлено более тридцати петель. Проверяли петли через день, ходили все по очереди. В ту осень глухарь на порхалища не вылетал. За месяц был пойман один глухарь. По их рассказам, в прошлые годы за день снимали по семь глухарей. Проблема была – как донести?  

Остается один день до отплытия. Я говорю ребятам, что надо сходить снять петли. Ответ меня озадачил. По их мнению, зачем их снимать? Выпадет снег и прижмет петли к земле. Я понял, что ребятам лень пойти сделать это. Я пошел и снял все петли. Можно представить, сколько глухарей попалось бы в петли после нашего отплытия и напрасно погибло. Вот вам и чувство хозяина. Такая получилась «ложка дегтя» после месячного общения.  

К сожалению, через два года Слава Исаков и Петя Виноградов погибли в один год в разных местах. Обстоятельства не выяснены. Печора ошибок не прощает. Месяц, прожитый с ними, я никогда не забуду. Бог им судья, и вечная память.  

Случай второй. На этот раз весна, река Мезень. Мы, трое приезжих охотников и один местный, идем по весенней тайге к местам токов.  

Вдруг впереди забилась крупная птица. Подошли. Полуживая глухарка попала шеей в петлю, установленную осенью. Мы осторожно освободили глухарку. Лететь она не могла – убежала. Вот вам и «снег, который прижмет петли к земле». О чем думал человек (охотником я его назвать не могу), когда ушел и оставил настороженную петлю. Скорее всего, ни о чем не думал и ему, как и моим знакомым с Печоры, было лень снять петлю.  

Третий случай. На этот раз поздняя осень, Вологодская область. Я шел по лесной тропинке и, утомившись от ходьбы, решил отдохнуть. Присел на поваленную сушину. Не сразу заметил, что около меня в кем-то установленной петле висит лапа глухаря. Глухарь, попавший лапой в петлю, напрасно погиб, не доставшись никому. Повисел некоторое время и оторвался. Лапа осталась в петле.  

Разные местности, а причина гибели глухарей одна: варварское отношение к дичи. Это только то, что я видел своими глазами. А сколько таких «хозяев» может быть на обширных просторах нашей страны!  

Недавно, это было на Ветлуге, мне с друзьями пришлось заночевать в заброшенной деревне. В соседнем доме остановились две женщины и мужчина, которые пришли за клюквой. Я пошел поздороваться, представился. Женщины сказали про мужчину: «Он тоже охотник, но без ружья».  

Я подумал, что в современных условиях, когда принимаются «антиохотничьи» законы и простым охотникам на периферии будет невозможно охотиться с ружьем, таких охотников без ружья будет больше. Все способы отлова дичи давно известны, еще со времен крепостного права. Изобретать ничего не надо. Так что не исключаю, все это может пригодиться.  

А дичь как ловили, так и ловят и будут ловить. Здесь ничего изменить невозможно.  

Только, дорогие собратья по страсти, ведь не всегда рядом с вами может оказаться приезжий охотник, который не поленится сходить снять петли и глухарку из петли освободить и, насмотревшись на все ваши деяния, в сердцах сказать: «Что же вы, ребята, творите? Побойтесь Бога!»  

Будьте милосердны к дичи, не губите ее напрасно! Не ленитесь, снимайте петли, когда покидаете угодья. Не оставляйте петли на зиму. Никакой снег не прижмет их к земле. Попавшая в петлю весной глухарка тому свидетельство.