Вести с водоемов

Нынешняя зима пока складывается нелегко и непросто как для подводных обитателей, так и для рыбалки

 А все из-за того, что взяла она слишком морозный старт и в дальнейшем не давала значительных послаблений, но снегов продолжает добавлять. В этой ситуации подъезды к водоемам сильно затрудняются, да и перемещения по льду при толстом снежном покрове и воде под ним становятся очень трудоемкими. Кроме того, стала заметно падать активность рыбы, чему причиной быстрое нарастание ледового покрова, снижение освещенности под ним и слишком нестабильная погода, когда крепкие морозы вдруг буквально за часы сменяются мощными снегопадами, и затем вновь резко холодает. При этом скачки температуры и атмосферного давления могут достигать аномальных величин, что всегда действует худшим образом на живые организмы, так что текущей зимой на хороший клев рыболовы попадают редко.

Конечно, при нестабильной погоде и морозах, которые не дают высунуть нос на улицу, в более выгодном положении находятся те рыболовы, которые могут планировать выход на водоем на любой день. Только так нынешней суровой зимой удается застать короткие периоды смягчения холодов, когда рыба вдруг начинает ходить в поисках корма и сносно клевать. В остальное же время создается впечатление, что она так и не оправилась от температурного шока после стремительного по срокам становления льда. И все же, думается, не так плоха сложившаяся обстановка. Просто за длинной чередой теплых зим мы уже, наверное, забыли, какова настоящая зима. А между тем, если кто обратил внимание, при теплых зимах практически совсем не было замечательного клева крупной рыбы по последнему льду, которого все ждут и заранее планируют поездки на самые рыбные водоемы. Но рыболовы со стажем, исчисляемым не одним десятилетием, как раз помнят и могут со всей определенностью сказать, что весенний плотный ход рыбы и ее отчаянный клев случались только после тяжелых и затяжных зим, когда на большинстве водоемов, особенно небольших и замкнутых, наблюдалось настоящее глухозимье с нередкими и губительными заморами. В общем, весна, которая уже не за горами, даст свою оценку сказанному выше.  

А пока, как бы ни было тяжело в сверхтеплой одежде совершать длительные переходы по вязкой каше из воды и снега, покрывшей лед больших водоемов, именно сюда и надо отправляться на рыбалку, когда выдается такая непростая зима. Здесь у рыбы больше вариантов условий обитания, чтобы максимально нивелировать внешние воздействия, да и запасы растворенного в воде кислорода на глубоких проточных водохранилищах и реках зимой практически не сокращаются. Кроме того, большие водоемы отличаются широким видовым разнообразием рыбы, что позволяет на данный момент выбрать тот объект ловли, который ведет себя наиболее активно.

 Однако большие водоемы не прощают расточительной траты времени, когда места ловли леща, к примеру, и песчаные косы, бугры и коряжники, где плотно стоит окунь, могут разделять километры ледового пространства. Поэтому, если рыболов ошибся и сразу выбрал неверную тактику, то вряд ли, покинув прикормленные лещовые лунки, он успеет найти активного окуня, подобрать к нему приманку и эффективную игру ею и наловить достаточно рыбы. Да еще не факт, что тот же окунь в конкретный день настолько активен, что имеет смысл его ловить. К тому же, бывают зимой моменты, и часто, что окунь, который стоит на дне, не берет вовсе, а ловится только тот, который ходит в полводы или вовсе подо льдом. И еще, невзирая на так называемое глухозимье, окунь иногда лучше берет на блесну, чем на мормышку, а тот же лещ или даже подлещик совершенно не клюют на прикормленных лунках на поплавочную удочку с мотылем, но зато уверенно здесь же хватают почти на каждой проводке правильно подобранного «чертика», у которого на крючках нет вообще ничего, чем нередко и пользуются настоящие умельцы ловли на эту оригинальную приманку, занимая лунки, покинутые лещатниками-поплавоч­никами.  

Итак, пока непредсказуемо и нестандартно ведет себя лещ нынешней зимой на Можайском водохранилище. К примеру, в районе Блазнова с глубин 10-15 метров его удается ловить только тем упорным рыболовам, которые примерно в течение недели регулярно кормят одни и те же лунки только чистым мотылем. Зато потом, особенно ночью, здесь клюют такие лещи, что нередко обрывают даже прочные снасти. Правда, есть подозрение, что на прикормке, кроме леща, собирается и толстолобик, стадо которого на Можайском водохранилище сейчас достигло огромной численности и который может вполне успешно ловиться зимой, о чем свидетельствует опыт рыбалки на некоторых водоемах рыбхозов, густо заселенных различной рыбой. Другим рыболовам, которые приезжают на Можайское водохранилище на один день, лучше и надежнее все же ориентироваться на ловлю окуня и плотвы, которые придерживаются участков с твердым грунтом и глубиной 3-5 метров, но недалеко от свалов в основное русло. Следует отметить, что размеры местной плотвы пока не впечатляют, а вот окуни порой ловятся очень достойных размеров. Однако стайки «полосатых» приходится тщательно и упорно отыскивать, т.к. они в морозные зимы концентрируются очень локально, и бывает так, что из одной лунки удается извлечь до трех десятков мерных хищников, а всего в каких-то двух метрах и при той же глубине не увидеть ни единой поклевки.  

На Рузском водохранилище любители посидеть на леща пока не могут похвалиться хорошими и, главное, регулярными уловами даже некрупного подлещика. Однако вполне успешна ловля плотвы и окуня. Так, и по морозной погоде плотва плотно подходила на прикормленные чистым мотылем лунки в районе Курова, правда, рыба весом более 100 граммов клевала редко, зато окунь еще продолжал активно брать блесенку.  

С самого первого льда неплохо идут дела у рыболовов именно по плотве и окуню на Истринском водохранилище. В последнее время рыба лучше всего клевала на Нудольской части Пятницкого плеса. Здесь на прикормленные на глубине 4-6 метров лунки вместе собирались и окунь, и плотва, которые активно брали как на поплавочные удочки, так и на мормышку. Следует отметить, что на этой же небольшой глубине отмечаются нередкие поимки вполне достойного по размеру подлещика.
На Угличском водохранилище, где уровень воды пока стабилен, рыбалка по мелководным заливам почти завершилась. Сейчас ловля наиболее успешна по поливам недалеко от русла Волги, где глубина 3-5 метров, а течение едва заметно. Здесь как с прикормкой, так и без нее более всего удается ловить окуня, причем часто весом до полкило. Надо отметить частые поимки на мормышку мерных густеры и подлещиков. А вот на самом русле дела по лещу идут пока плохо, совсем редко клюют на блесну берш и судак. Можно отметить лишь успешное блеснение окуня на устьевом участке р.Нерли, где на недавних соревнованиях блеснильщиков отмечены поимки полосатых хищников до килограмма весом.  

Пока продуктивна рыбалка со льда на реках – как больших, так и малых. К примеру, на Оке в районе Каширы на течении активными способами удается ловить и мерную белоглазку с густерой, и берша. Для этого лучше применять ходовую донную снасть с предельно легким грузиком и расположенным чуть выше него длинным поводком с крючком, наживленным мотылем. Берша и судака чаще ловят опять же на «шагающую» по дну мормышку с мотылем или червем на крючке. А вот в окских затонах жизнь, похоже, замерла до весны – здесь можно рассчитывать на поклевки только мелких плотвы, ерша и окуня.  

Малые речки, даже в морозы, могут порадовать весомым уловом, если рыболов в совершенстве владеет отточенной техникой ловли на мормышки без насадки и умеет быстро находить стоянки рыбы. Например, на р.Рожайке выше плотины в Лесных Полянах на предельно мелкие «нимфы» и самых маленьких «чертиков» при любой погоде неплохо клюют плотва и окунь весом до 200 граммов. Рыба обычно концентрируется по руслу речки или на свале в него.  

И большие проточные пруды еще способны одарить рыболова неожиданным трофеем. Так, на большом водоеме с плотиной у с.Лобаново (слева от Каширского шоссе) несколько раз за новогодние каникулы удавалось неплохо ловить окуня весом до полкило, который также придерживался русловых свалов с глубиной 3-4 метра. Здесь он лучше брал на «паровоз» из мелких «чертиков» при этом почти не реагировал на блесну. Вместе с окунем на «чертика» часто клевала плотва весом до 100 граммов.