В середине зимы, когда обстановка с морозами становится затяжной, а рыба – минимально активной, самым трудным бывает определиться не только с водоемом и местом на нем для предстоящей рыбалки, но и с той рыбой, какую лучше ловить, применяя при этом наименее трудоемкую и наиболее удобную на холоде снасть. Часто даже бывает так, что утром и вечером приходится ориентироваться на окуня и судака с бершом, т.к. при солнечной погоде эти хищники активны ближе к сумеркам, а весь оставшийся день посвящать ловле плотвы или подлещика на прикормленных лунках, используя самые тонкие и предельно легкие снасти. А вот хищников на рассвете и под вечер, когда мороз наиболее крепок, можно ловить на снасти погрубее – обычно это блеснение и специализированные жерлицы.
В середине холодной зимы большое значение для успеха ловли плотвы, леща, другой белой рыбы и даже окуня имеет способ и качество прикармливания. Как правило, наименее полезно для прикормки применение растительных смесей, обычно рыба рано или поздно подходит на опущенного на дно в правильном месте чистого мелкого мотыля, но может не среагировать на так называемого грязного мотыля, продающегося с илом и добытого, вероятно, в отстойниках, отчего он имеет специфический запах. Кроме того, в продаже бывает совсем мелкий светло-розовый мотыль, добытый на юге в лиманах. На прикормку из него рыба при низкой активности подходит плохо, т.к. этот корм имеет не местный запах и еще солоноват на вкус, т.к. вода в лиманах обычно соленая.
Применяя мотыля для прикормки, нужно вначале определиться с тем, где, на какой глубине и на каком горизонте находится рыба. Особенно подвержены гулянию по этажам водоема окунь, плотва, уклейка, красноперка, но и лещ с густерой могут встать значительно выше дна. Так что, прежде чем опускать кормушку на дно, следует тщательно определиться с помощью портативного эхолота, сделав для статистики хотя бы десятка полтора лунок на разных глубинах. Может статься так, что кормушку придется открывать и в метре от дна, и в полводы или вообще сыпать мотыля прямо в лунку, опуская рыбу кормом на дно, либо собирая ее в столбе падающего корма – это определит и применяемую снасть, которой тут может быть поплавочная удочка или мормышка.
Что касается использования растительных прикормок, то опасаться плохого эффекта нужно, как уже сказано, именно от смесей, даже если они маркированы как зимние, поскольку здесь никак не удается избежать целого набора присутствующих или специально вводимых запахов, чего так не любят многие рыбы в глухозимье. Так что, если нет возможности достать мотыля, то рыбу можно привлекать просто эффектом падения, подбрасывая в лунку увлажненный песок, взятый здесь же. Чтобы уменьшить скорость падения на дно и для формирования долгоживущего столба из корма, песок разбавляют панировочными сухарями без всяких вкусовых добавок. Они долго намокают, медленно тонут и на дне, разбухнув, какое-то время интересуют и плотву, и подлещика. Конечно, этот способ кормления надо применять там, где нет течения. На реках среди зимы обычно любая прикормка не работает – тут лучше просто искать рыбу.
Итак, продолжается трудная, но вполне продуктивная рыбалка со льда водохранилищ столичного региона, которая все более становится стационарной в прирусловой глубинной зоне, что предполагает ловлю с прикормленных предварительно лунок, а ходовой поиск рыбы с блесной или мормышкой почти не дает результата. При этом приходится учитывать, что больше активной рыбы оказывается на приплотинных участках, а из верховьев она отходит из-за падения уровня воды по причине промерзания притоков. Например, на Можайском водохранилище, в верхней его чести, удается ловить лишь некрупных окуней на тончайшую снасть с мормышкой, а хорошая ловля леща весом до полутора килограммов время от времени случается на широких плесах от Хонятина до Татаринова. Здесь среди зимы приходится кормить исключительно мотылем, при этом желательно опускать прикормку накануне вечером, а ловить на следующий день или вообще настраиваться на рыбалку в течение двух и более дней – можайский лещ не скоро плотно встает на прикормке. На Можайском водохранилище в последнее время заметно снизилась активность плотвы и окуня – рыба если и ловится на обычных для нее трех-пятиметровых глубинах, то чаще мелкая. Зато вдруг иногда удается поймать солидного окуня или мерных плотву с густерой вместе с лещом на поплавочную удочку, что как раз характерно для тяжелых морозных зим.
На Рузском водохранилище, где в последнее время преобладает некрупный подлещик, сейчас он чаще всего составляет основу улова, причем скопления этой рыбы обычно встречаются на прирусловых столах со средней глубиной 6-8 метров. Здесь же, при удачном попадании на рыбу, на прикормку могут встать и некрупные плотва, густера и окунь, которые станут клевать как на мормышку, так и на поплавочную удочку. В прошедшие выходные дни на Рузе рыболовы успешно рыбачили в Акатово, под Жуковкой и в Осташево, где есть нормальный подъезд к берегу.
Тренировка спортсменов-блеснильщиков на Озернинском водохранилище в конце истекшей недели показала, что как на Вейне, так и под Парусом активного окуня очень мало – на предельно мелкие блесны клюет лишь откровенная полосатая мелочь. Но и по другой рыбе дела на этом водоеме идут не лучшим образом – с прикормленных лунок как в Хотебцово, так и у моста на основном плесе приходится ловить лишь мелкого подлещика с ладошку, более крупный бывает в уловах редко. Сейчас на Озерне, как и на Рузе очень высокий уровень воды. Возможно, к весне, когда начнется сброс, рыбалка улучшится, что не раз бывало.
Наконец-то с увеличением толщины льда зашевелился лещ на водохранилищах Волжского каскада. Так, к прикормленным лункам собирается много рыбы на русловых свалах на Московском море в районе выхода из Домковского залива, куда рыболовы добираются на машинах прямо по льду. На Угличском водохранилище на леща сейчас успешно сидят на глубинных плесах под Селищами и в районе устья Нерли. А вот окунь на неглубоких местах здесь стал клевать гораздо хуже – даже чаще попадаются плотва и густера, на которых можно рассчитывать до глубин 5-7 метров.
На Оке под Каширой белоглазка и густера на течении сейчас лучше всего клюют в районе Рыбацкой Слободы, где проточность наиболее сильная, а глубины невелики, дно твердое. Здесь же на крючок иногда садятся и подъязок, и подлещик, и берш. На окских затонах совсем глухо – и в устье Мутенки, и в Болопесоцком, и в Ланьшинском. Лишь в глубокой и огромной Цимлянке продолжается своеобразная ловля мерного окуня с прикормленных мелким мотылем лунок. Полосатого хищника находят на глубинах 9-11 метров и ловят с тончайшей леской и самой мелкой мормышкой на стационарную снасть. Словно лещ, окунь берет на подъем приманки.
В прошедшую субботу удалось побывать на ряде глубоких и мелководных озер в Лесном районе Тверской области. Что интересно, на глубинных водоемах жизнь словно замерла – клюют лишь мелкие окунь и плотва, как, к примеру, на Белом озере. Видимо, здесь зимой сильно расслоение воды по составу и кислородному содержанию.
Зато на обширном и очень неглубоком озере Иловец, где условия жизни стабильны, т.к. глубина не превышает 1,5 метра, весьма неплохо берет на жерлицы щука до трех килограммов весом. Правда, стоянки хищницы здесь есть не везде, а лишь там, где летом были большие пятна водорослей. Именно такие места по открытой воде засекаются навигатором, а затем зимой тут со льда выставляются жерлицы.