– Скажите, а за что взимается плата?
– За «провал», чтобы еще больше не провалился!
И. Ильф, Е. Петров. 12 стульев.
– За «провал», чтобы еще больше не провалился!
И. Ильф, Е. Петров. 12 стульев.
В соответствии с Правилами добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, для осуществления охоты охотник обязан иметь при себе:
охотничий билет (до 1 июля 2011 года допускается в том числе и членский охотничий билет);
разрешение на оружие;
именную разовую лицензию (здесь и далее – на лицензионные виды, определенные ст. 333.3 ч. II Налогового кодекса РФ);
путевку (разрешение) на добычу объектов животного мира, форма которой утверждена Минсельхозом РФ.
Но вся «фишка» в том, что охотнику важно понимать различие между предусмотренной Правилами путевкой (разрешением) на добычу объектов животного мира и путевкой (договором), выдаваемой охотобществом. Последняя рассматривается только как договор на предоставление услуг и поэтому не носит обязательный характер. Заключение такого договора на предоставление услуг является правом охотпользователя (охотобщества), но при этом у самого охотника отсутствует обязанность его заключать. Принуждение к заключению такого договора со стороны охотпользователя может быть квалифицировано ст. 159 (Мошенничество) и ст. 330 (Самоуправство) УК РФ.
В связи с этим в наше интересное время ой как важно знать свои права и обязанности, тем более что при заключении «договора» теперь с вас требуют деньги.
Раньше и сейчас
До 2009 года охота открывалась постановлением Правительства области, в котором указывались сроки, запреты и нормы добычи на одного охотника (независимо от того, перелетная дичь или нет).
Теперь устанавливаются только сроки, без норм добычи. Сроки охоты по действующему законодательству установлены Постановлением Правительства РФ № 18 от 10.01.09 и дублируются в печати (возможно, с изменениями в каждом субъекте Федерации), в том числе в Вологодской области – об этом мы 2 раза в год перед открытием охоты читаем в прессе. Субъект вправе перенести эти сроки только при согласовании их с Министерством Сельского хозяйства РФ. Минсельхоз выдает разрешения лишь на лицензионные виды животного мира (к примеру, «любитель» глухаря должен лицензироваться) и лишь на угодья общего пользования. На закрепленные территории выдают разрешения охотпользователи, которыми являются как физические, так и юридические лица. К примеру, в Верховажском районе такой организацией является Верховажское районное отделение Вологодского областного общества охотников и рыболовов (далее – РОО и Р).
Лимит на добычу и проблемные вопросы
На основании каких документов охотпользователь вправе ограничить лимит изъятия нелицензионных видов животного мира (к примеру, водоплавающую дичь)? Это проводится постановлением Правительства субъекта Федерации, то есть Правительства Вологодской области (к примеру, последнее постановление от 20.07.09 № 1096 подписано В. Е. Позгалевым). Существует суточный лимит на добычу объектов животного мира, а отсутствие лимита есть понуждение к заключению договора, больше похожее на мошенничество. Лимиты же выделяются по именным разовым лицензиям на лицензионные виды в соответствии с данными предшествующего зимнего учета.
…И вот прихожу я за путевкой на охоту в Верховажский магазин «Охотник», где за заветную бумаженцию я должен заплатить 800 рублей. За эти деньги мне выдают абсолютно бесплатную путевку (разрешение) за № 12180 (вписано от руки) «на добывание объектов животного мира в целях любительской и спортивной охоты». Далее еще интересней. Мне выдают еще одну «путевку» серии 35 № 012972. Она называется: «Путевка (договор) на право охоты, рыбной ловли, отдыха». Организация, выдавшая сей документ, естественно, указана как Верховажское РОО и Р. Но я не хочу заключать никаких договоров, тем более на рыбную ловлю и отдых. Однако без этого документа (и без оплаты) мне охота запрещена – так сказала продавец магазина. Пришлось заплатить
Деньги охотхозяйства должны получать за работу, услуги для охотников – транспорт, проживание, шалаши, подсадные, организацию загонов, а не за разрешение походить по государственному лесу. В охотобществах говорят: «На какие средства мы будем охранять охотугодья и проводить биотехнию»? Но это не забота охотников, тем более их гостей. Охрана, биотехния – это лицензионные требования к охотпользователю. Не тянет – пусть отдаст другим, кто будет предоставлять услуги лучше.
Долгосрочная лицензия для общественных объединений граждан, к которым относятся охотобщества, на пользование пока стоит 300 руб. на 10 лет.]
«Районные общества собирают взносы, продают путевки, торгуют охотничьими билетами, теперь еще и отработку надо оплачивать, а когда скажешь: давай отработаем, – шлют на три буквы. А биотехнии и охраны пока – ноль» (из разговора охотников).
Откуда «берут» стоимость путевок
Стоимость путевок устанавливается решением правления охотничьего общества (по Уставу) большинством голосов, исходя из затрат, понесенных обществом за определенный период времени на выполнение биотехнии, охраны охотугодий и т.п. Но насколько ограничены или завышены «аппетиты» некоторых охотхозяйств?
Скажу сразу: у меня есть деньги, чтобы заплатить 800 рублей в охотничий сезон длительностью почти 3 месяца (и я это сделал), у московских гостей тоже. Но возникает справедливое желание доискаться причин столь неуемных местечковых аппетитов.
Договор «на право охоты и отдыха» – неплохо написано – предполагает за эти деньги реальное оказание услуг охотобществом, которые по сути не оказываются. Мне даже не показали границы территории, где можно охотиться (по договору это обязательно). Что это, недомыслие руководителей или единичное досадное недоразумение? Полагаю иное… Пока продавщица магазина «Охотник» в Верховажье Ольга Николаевна, вероятно, облеченная полномочиями, но никак их передо мною не подтвердившая, заполняла типовую форму договора, я подсмотрел в лежащем рядом открытом журнале фамилии счастливых обладателей путевок (договоров): передо мной шел Ордин Ю.В., а чуть выше по списку еще один знакомый – С. А. Пугачук. «Вот улыбнулась удача популярным охотникам, – подумал я, – оформились всего за 400 рублей». А мне не повезло – мой охотбилет выдан знаменитым на весь Петербург охотколлективом «777», и должен я в 2 раза больше...
А что же сделают местные на эти деньги? Поговорив с верховажскими охотниками, я услышал главное: сделают биотехнию, то есть создадут животному миру в лесах (а косвенно и охотникам) лучшие условия. Но кто-нибудь (кроме руководителей местного РОО и Р) видел, как ее делают? Я видел лишь деревянные таблички с красным текстом на желтом фоне, тут и там натыканные в землю с правой стороны Ваги в районе Верховья. Смысл текста – «далее охота только по путевкам».
Давайте же разберемся подробнее (и желательно вместе с районной прокуратурой), насколько обоснованы требования Верховажского отделения Вологодской РОО и Р в той части, когда при выдачи путевки с охотника требуют плату за невыполняемый договор. Да, форму путевки общественных организаций входящих в ассоциацию Росохотрыболовсоюз никто не отменял, т.к. утверждена она самой ассоциацией и является бланком налоговой отчетности – с изменениями, внесенными Минсельхозом РФ. А в Постановлении Правительства РФ № 171 от 25.02.09 (подписал В.В. Путин) сказано, что для начала законной охоты нужна только путевка (разрешение) по форме, установленной Министерством Сельского хозяйства РФ. Платы там не предусмотрено.
Сказки про то, что путевка-разрешение и путевка-договор – это одно и то же или что одно является обязательным приложением к другому, можно смело оставить для прокуратуры. Договор на оказание услуг (шалаши, собаки, транспорт, сопровождение егерем и т.п.) – дело добровольное. Предметом договора не может служить право на охоту на территории хозяйства, т.к. животный мир в России находится в госсобственности (одна из немногих монополий, вот бы такую на алкоголь!), а у охотпользователя этот самый животный мир только во временном пользовании (как аренда), что далеко не собственность.
Россельхознадзор имеет непосредственное отношение к Министерству Сельского Хозяйства РФ. Функции по охране животного мира переданы от федералов к субъектам Федерации, в область. Мне представляется, что в таком виде общественные организации типа РОО и Р сегодня доживают свое время – может еще чуть-чуть пообманывают людей в деревнях своими «путевками».
Положение об Управлении Россельхознадзора – внутренний документ «для служебного пользования», и доступен не всем. Это контролирующий орган без права выдачи охотбилетов в негосударственные хозяйства. Управление Россельхознадзора по Вологодской области надзирает за исполнением переданных полномочий в сфере охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, однако оно не является разрешающим или запрещающим органом, выдающим путевки или заключающим договоры. Рекомендательный характер не имеет юридической силы, тем более не может он быть и правовым актом.
Как же быть?
Если форма путевки-разрешения бесплатна, то как бороться с сомнительными действиями правления Верховажского РОО и Р, предлогающими дополнительный договор-фикцию? Здесь все упирается в лимит…Условно безлимитная добыча зверья (к примеру, количественно не ограниченная водоплавающая, болотная дичь и даже заяц) будет стоить денег, в данном случае именно так оправдывают навязываемый договор, а лимит ограничен (кем и чем не понятно. – А.К.); но подтверждающих это документов мне не показали…. То есть не хочешь платить – нет для тебя и безлицензионного лимита (количества представителей животного мира, зверья), кончился, уже «выбран» теми, кто успел обратиться ранее. Как выбран, когда, если охота только началась? – мои вопросы в общество. Именно так «обоснованно» звучит отказ в выдаче вполне законной бесплатной путевки для охоты.
А между тем развенчать этот придуманный миф в Верховажском РОО и Р – миф о лимите – проще простого, и для этого вполне подойдет прокурорская проверка или суд.
Некоторых что пугает? Если не заплатишь, не получишь путевку, если изымут ружье, то придется с палкой охотиться и тому подобное. Отвечаю: не так страшен… Хотя, конечно, за два года среди местных я понял, что здесь привыкли бояться всего… «Обжегшись на молоке», жители «дуют на воду». Административный протокол за отсутствие путевки сегодня оспорить элементарно, как и неправомерное изъятие оружия (время, конечно, потратите, но зато уважать себя будете). Если кто-то (из тех же руководителей местного РОО и Р) потребует наличие путевки в виде договора, это не значит, что по закону так и должно быть.
В Правилах добывания объектов животного мира от 10.01.09 (с изменениями от 25.02.09) недвусмысленно сказано: «Добывание объектов животного мира в целях любительской и спортивной охоты ведется с соблюдением настоящих Правил в охотничьих угодьях в соответствии с путевкой, выдаваемой общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами – для охоты в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется этими общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами». То есть путевку на право охоты надо с собой иметь обязательно. Но какую? И что, собственно, называют путевкой?
Путевка – это разрешение на охоту. Ее форма устанавливается Минсельхозом для всех видов охотпользования. Постановление предусматривает только одну форму, и она бесплатна.
Старая форма путевки как финансовый документ, утвержденный Минфином, действовала до 1 декабря 2008 года. Охотники думали, что весь «бардак» закончится с выходом новой формы путевки (она появилась в июне 2009, и осеннюю сезонную охоту уже проводили с ней), но не тут то было.
Подразделения Росохотрыболовсоюза (в том числе и Верховажское), кроме роли путевки как разрешения, пытаются (и будут пытаться) притянуть «за уши» ее роль как договора и как бланка СФО. Но вторая и третья позиция – это совсем другая история. В соответствии с Законом 52-ФЗ «О животном мире» (с последующими изменениями) охотпользователь вправе заключать договоры с охотниками. Но по договору должны быть оказаны услуги, Тогда, если охотнику эти услуги нужны, нужно заплатить, а это каждый решает сам. Само же право на охоту в угодьях охотпользователя предметом договора быть не может.