Дергачевские сезоны

У нас традиция: каждый год в двадцатых числах октября мы ездим в Дергачевский район, где проходят Саратовские областные испытания борзых по вольному зверю – зайцу-русаку и лисице

 А заяц здесь еще какой – настоящий степной спортсмен.

Бывали мы и в других местах, но снова и снова возвращались в гостеприимный ДОЛ «Солнечный», как домой, за что низкий поклон начальнику лагеря Альшину Александру Петровичу. Любят эти места не только саратовские борзятники: москвичи здесь давно стали своими, приезжали не раз и гости из многих других областей. Вот и на этот раз приехали борзятники из Москвы, Чувашии, Санкт-Петербурга и Ивановской области. Уже не впервые председателем экспертной комиссии стала Лада Васильевна Пономарева (Москва), эксперт опытный и строгий. Испытания собрали более 30 участников и 60 собак, поэтому неоценимой оказалась помощь молодого, энергичного эксперта из Чувашии Князева Леонида Васильевича, который каждый раз оказывался рядом с зайцем чуть ли не раньше собак, с фотоаппаратом и безменом в руках.  

В результате 55 собак получили расценки, из них 42 на дипломы, получено 2 парных и 2 сворных диплома. Поймано 9 зайцев и 2 лисицы, по лисице получено 4-II, 2-III и 1-II диплом в паре, по русаку один диплом II степени, остальные III cтепени. 25 октября проведена выставка борзых, на ней экспонировалась 61 собака шести пород, в том числе 30 хортых, 22 псовых, 5 тазы (на испытаниях их было 7), 3 афганских аборигенных и 1 южнорусская степная борзая. Испытания проводились в течение шести дней, количество подъемов от 5 до 11 в день.  

Для сравнения. В испытаниях 2007 года приняло участие около 20 собак, два диплома третьей степени без поимок, в испытаниях 2006 года – 35 собак, 11 дипломов третьей степени, одна поимка без расценки. В Палласовских испытаниях (Волгоградская обл.) 2009 года приняло участие 22 собаки, при 28 подъемах 3-III и сворный по лисе, 2-II и парный по русаку, шесть борзых получили дипломы третьей степени без поимок.  

Низкая результативность испытаний уже стала в последнее время недоброй традицией. Тому есть немало причин: это и малая плотность зверя, и брошенные, заросшие высоким бурьяном поля, и непредсказуемая ныне погода. Но главная – плохая подготовка собак, причем как городских, пролежавших бока на диване, так и сельских, не вылезающих все лето из вольера. Раз на охоту нельзя, нечего и время тратить. На испытаниях каждый шанс на вес золота, и чтобы использовать его, нужен большой труд. Начните подготовку хотя бы за два месяца до выезда, и не останетесь без награды. По правилам племенной работы собаки, не имеющие дипломов, к вязкам не допускаются.  

К началу сезона 2009 года в Саратовской области ситуация была плачевной: одна хортая с дипломом и четыре псовые (три из них сошли с поля). Дергачевские борзятники заполевали прошлой зимой более 100 зайцев, но кто об этом знает? Нужно было убедить сельских любителей борзых подготовить собак и принять участие в испытаниях. Было оформлено разрешение на притравку с середины сентября до начала испытаний, что значительно облегчило задачу. Нужно было всех обзвонить, убедить в важности этих мероприятий. Эту большую работу взял на себя Чистяков Игорь; не имея в данный момент своих собак, он поехал на испытания помогать тем, у кого много борзых.  

Собравшись в день приезда за столом, стали вспоминать, когда впервые съехались сюда борзятники «себя показать и на других посмотреть», выяснили: аж девятнадцать лет назад. Здесь судили эксперты всероссийской категории: В.В. Бедель, Л.М. Гуничева. Много интересного вспоминали старожилы, но лучше помнятся события нынешние. Как никогда много было красивых работ и относительно мало подпусков. Очень жаль испорченную работу московских и питерских тазы, которые резво достали и уже повернули русака, когда местный борзятник упустил свою хортую. Так полноценно отработать им не довелось. Виновник подпуска был снят до конца дня, но умудрился подпустить вторично, уже не будучи в равняжке, за что был полностью отстранен от участия в испытаниях. Отличная кровная хортая осталась без диплома.  

Больше повезло другой своре тазы из Москвы. Первопольные тазы Михальской  А.К., вывезенные из Казахстана, впервые увидели лисицу, но не сомневались в своем предназначении. Они учились брать серьезного противника, уже выкуневшую взрослую лисицу, у нас на глазах. Одна крутая угонка следовала за другой, в итоге лисица была взята чисто, без повреждений, и на собаках ни единой царапины. В этом случае можно говорить о врожденных рабочих качествах очень высокого уровня.  

Очень характерные работы показывали саратовские хортые. Утром первого дня испытаний крупный русак побудился позади равняжки, молодой борзятник из Федоровского района среагировал мгновенно, успел развернуть свору и пустить с 30 метров. Первая угонка уже в двухстах метрах, еще и еще одна, но сильный русак каждый раз отделывался и, наконец, скрылся в растительности на берегу речушки. Зрители разочарованно отвернулись, но собаки не возвращались, равняжка нетерпеливо дожидалась, когда хозяин добежит до этого места, метрах в восьмистах от нас. Наконец он появился, держа в поднятой руке четырехкилограммового русака. Все искренне поздравляли Дмитрия Чугунова: первый заяц взят – хорошая примета.  

Лучшей на испытаниях была работа своры А.А. Кинжигалиева. Русак побудился на участке высокого бурьяна, который торопились побыстрее пройти, позади равняжки и почти сразу скрылся. Все говорило за то, что собаки пущены зря, раз заяц не виден даже людям. Первопольная сука Итиль-Брошка улетела в другую сторону, ее брат Изнаир-Хан заметался, и только шестилетний Барон каким-то шестым чувством пошел четко по движению зайца. Молодой потянулся следом. Сука развернулась по кобелям, но была довольно далеко, когда заяц показался на луговине, вдруг она стрелой пронеслась мимо кобелей и кинула косого ушами назад, кобели переняли и едва не заловили, но заяц вывернулся, сука уже справилась и потащила. Вся дистанция скачки 400 м и диплом II степени суке с самыми высокими на испытаниях баллами за резвость и поимистость. Русак не поврежден. Ее однопометник Иргиз-Ретивый Шафеева И. проявил себя самым резвым кобелем среди хортых. Он буквально выстрелил по уже удалявшемуся русаку и дал ему угонку на поле, где другие собаки попросту теряли зверя.  

Интересна работа своры А.В. Вишнякова из Пугачевского района. Крупный русак поднялся вблизи высоченного бурьяна, собаки не успели сделать угонки, и скачка скрылась. Минут десять никто не появлялся, и вдруг из бурьяна вылетел русак, за ним собаки, которые после двух угонок его и поймали. Русак оказался весом 4,5 кг, и как же был огорчен хозяин, узнав, что работа не может быть расценена, хотя настойчивость собак, безусловно, впечатлила. Удача от них не отвернулась. На четвертый день свора отлично сработала по русаку, и только лисья нора, в которую он скрылся, помешала поимке. Вообще зайцы, как никогда, часто уходили в норы, расположение которых четко знали. В этом мы убедились в последний день, когда среднего размера, но сильный русачок, выдержав серию угонок резвых хортых и проскачку более восьмисот метров, вернулся к равняжке и, пробежав между номерами, скрылся в лисьей норе буквально у ног владельца собак. Все видели, что бежит он из последних сил. Этот заяц, кажется, не только местность знал, но и правила испытаний.  

Отлично скакали и ловили русские псовые борзые ГПП «Псовая Охота» (Чувашия). Первопольные собаки из этого питомника, проживающие в Пугачевском районе без труда получили дипломы, владельцы явно не ошиблись в выборе. Но лучшим псовым испытанием все же стал И.Ю. Атон Федулова из Ивановской области. Его свора состояла еще из двух грейхаундов, в резвости которых уже был случай убедиться, и хотя первую угонку сделал молодой грей, псовый обошел его и стал бить зайца на дороге так, что пыль стояла столбом. Только неопытность помешала ему поймать. Здесь он проявил исключительную жадность и отличную резвость, а в последний день еще и зоркость. Местные ребята шли и болтали, не только они, но и их собаки зайца не видели. Атон был в соседнем номере, ушедшем немного вперед, вдруг он резко развернул своего ничего не понимающего владельца и мощным рывком вырвал свору из рук. Зайца мы увидели лишь на миг мелькнувшим на дороге, до этого казалось, что кобель скачет ни за кем. К сожалению, русак быстро скрылся в осоке. Первопольные псовый и грей грамотно обежали ее с двух сторон, но заяц запал. Обо всех скачках не расскажешь, верно одно: таких интересных и результативных испытаний у нас не было давно.