Размышление о весеннем сезоне

В начале второй недели апреля перед нашей командой стояла проблема, куда бы подальше рвануть поохотиться на гуся

Рязанская, Саратовская, Тамбовская области — как говорится, глаза разбегаются! В результате выбор пал на Тамбовскую область.

Выехали седьмого апреля в обед на двух Уазах, на месте были в десять. Нашли еще не успевшую до конца уйти воду на зеленях и выставили гусиные профиля. Утром решил провести разведку. Пошли на лужу втроем, взяли трех подсадных и трех плавающих гусей. Рассвет, утки кричат впустую.  

Вижу — с полей заходят два гуся и летят на среднего охотника. Правый фланг — Сергей, проморгал их с 40 метров. Юра сидел в низине, увидел их уже над головой и перезарядить утиную четверку на крупную дробь не успел. Все! Далее за полдня прошли в стороне одна стая гусей и несколько уток, и погода стала на глазах портиться.

 Созвонились с местным охотоведом, и после обеда передислоцировались в другое место, где на полях было больше воды. Выбрали заранее технологический пруд с обильной грязью и решили расставить там профиля и высадить подсадную. В 16:00–16:30 гуси полетели, прошло 4–5 стаек. И за вечерку видели всего двух чирков и на кислороде стайку свиязей. Утром картина была не лучше: редкие выстрелы по уткам и одна стая гусей в высоте. В результате решили возвращаться домой. А дома нас ждала печальная информация. За вечер егерь Рузского охотничьего хозяйства насчитал на тяге 35 вальдшнепов, на полях до полутора тысяч гусей. Охота открылась в южных районах, и уже птицы нет. Что же делать охотникам в северных районах области? Неужели вся эта пролетная дичь будет ждать еще неделю? Думаю, навряд ли!  

Вечером в субботу 10 апреля сидел на речке с подсадной. Казалось бы, на водохранилище еще лед, и утки на речке должно быть полно, как в прошлые годы. Но за весь вечер я видел всего одну пару уток да девять вальдшнепов. Утром на зорьке увидел 4–5 вальдшнепов, три раза подлетал чирок, и подплывала вплотную к подсадной вечерняя пара кряковых. Пролетной утки вообще не было, уже ушла. Почему из года в год все это повторяется, кто в этом виноват? Вот и охоту продлили, но все равно не попадаем на нормальный пролет. Неужели нельзя дать возможность не только губернаторам областей менять сроки, но и директорам охотхозяйств, которые непосредственно связаны с охотой и владеют реальной информацией по пролету птицы? Вот, например, в Саратовской области охоту открыли, а везде снег, и многие охотники просидели в снегу по три дня с нулевым результатом! А охота закрылась — гусь так пошел, что неба не видать.  

Вот информация от охотника из Казахстана: «Чтобы состоялась весенняя охота на селезня утки, необходима планомерная научно-обоснованная работа. Отслеживание охотоведами путей миграции птицы и постоянный контакт с метеорологами — половина того, что сезон будет успешным». У нас же сроки проведения охоты устанавливаются наобум. Охотоведы при охотничьих обществах играют роль зазывал для сбора денег. Чем больше выкупят лицензий, тем комфортней до осени себя чувствуют сотрудники охотничьих обществ. На местах же егеря днем с огнем не найдешь. А если найдешь, то водки не хватит ублажить. Места проведения охот, к примеру, нашей команды найдены путем самостоятельной разведки местности, а не определены егерем охотничьего хозяйства.  

Вот и получается, что надеешься на хорошую охоту, готовишься. Едешь, едешь — солярку-бензин жжешь. А выходит как всегда. Едим то, что привозим из города, а не дичь. Дышим воздухом и «наслаждаемся» замершими озерами-разливами и «безутиным» горизонтом. С моей точки зрения, оптимальные сроки открытия охоты в Московской области должны быть следующими: юг — 3 апреля; север — 10 апреля. И ведь это было ясно даже нам, простым охотникам, уезжающим в дальние от Московской области места. К 7 апреля вся пролетная птица была в северных районах, что же говорить о южных! Почему же мы так не хотим прийти к пониманию того, что лучше охотиться на пролетную птицу и сохранять местную птицу для плодотворной осенней охоты? Читаешь, как наших вальдшнепов на зимовках сотнями бьют, а мы тут у себя местного выбиваем. Я думаю, что 100% настоящих охотников согласятся со мной. Ведь всего-то надо малость —вовремя на местах открыть охоту.  

Прочтите еще раз выписку из Правил охоты в Московской области. Они устанавливают следующие сроки весенней охоты: южные районы — с утренней зари первой субботы апреля; северные районы — с утренней зари второй субботы апреля.  Наверное, большой снежный покров заставил высшие чины открыть охоту в этом году на неделю позже, но ведь есть же люди и структуры, непосредственно наблюдающие за прилетом птиц. И не заметить, что резко потеплело и подошла птица, никак нельзя! И вовремя сообщить «наверх», чтобы подкорректировать сроки, тоже ведь нетрудно.  

А еще в «РОГ» № 16 меня заинтересовала заметка С. Ю.Фокина «МООИР на страже правильной охоты». Честно говоря, кое с чем я не согласен. В весенний сезон 2010 года «на радость правильным охотникам» приказом В.М. Кирьякулова «запрещено применение всех модификаций электронных манков, нахождение в угодьях с расчехленным и собранным оружием вне шалашей (укрытий) при проведении охоты на гусей и селезней, нахождение в угодьях с расчехленным и собранным оружием в период до 18 часов и после 22 часов при проведении охоты на вальдшнепа на вечерней тяге. Охотиться с подсадной можно не более чем одному охотнику». Сначала скажу, с чем я согласен. Охоту с электроманками нельзя считать правильной, шатание с расчехленным и собранным оружием тоже не дело. Но тут есть одно «но». Подранил я, например, гуся, и он сел в 500 метрах. Исходя из этих правил, мне придется сидеть в скрадке. Доказывай потом инспектору, что ты ищешь подранка — у него своя работа. Так что к этому запрету должна быть поправка. Далее меня очень удивило, как можно охотиться с подсадными. В охотхозяйствах рабочих подсадных держат самое большее один-два егеря. Конечно, можно набрать на прокат с десяток уток, которых никто не вызаривал, что и делают некоторые хозяйства, но это не охота, а ее видимость. А если у кого-то действительно есть возможность держать и хорошо готовить к охоте несколько уток? Почему он не может поехать на охоту с напарником, а то и с двумя? И по очереди помочь каждому добыть не то что дневную норму, а хотя бы по селезню. Хотя с такими сроками, которые нам выдает МООиР, такое, наверное, редкость.  

У меня есть достоверные сведения, что директора некоторых хозяйств и районные охотоведы ходатайствовали об открытии охоты в рекомендованные Законом сроки, но почему-то руководство МООиР открыло охоту на неделю позже.