Чтобы ловить полновесных бронзовотелых рыбин, необходимо прежде всего наличие большого водоема с преобладанием на нем солидных глубин. В мелководных реках, озерах и водохранилищах крупные лещи — большая редкость, а ловятся преимущественно невзрачные, тощие подлещики, называемые промеж удильщиков «фанерой». Измельчать лещ может и на внешне благополучном водоеме, и виновником тут чаще всего является человек, нарушивший естественную регуляцию численности этой очень плодотовитой рыбы. Этим страдают большинство подмосковных водоемов, пресс рыболовов и браконьеров на которые настолько велик, что в них почти не осталось крупных глубинных хищников — единственных врагов лещей. Чрезмерное увеличение численности мелкой рыбы подорвало кормовую базу водохранилищ, и при нехватке донного корма лещи стали питаться взвешенными в толще воды организмами или выходить на мелководья, везде в этих местах заглатывая личинок - возбудителей солитера (лигулеза) и заражаясь ленточным паразитом. При отсутствии достаточного количества хищников больных рыб становится все больше и больше и они, обессиленные, массами бороздят поверхность воды, становясь легкой добычей чаек и ворон — дальнейших разносчиков этой заразы. Для человека пораженная лигулезом рыба совершенно не опасна и ее можно потреблять в пищу после термической обработки, правда, кулинарные достоинства такой рыбы невысоки.
Способов летней ловли лещей охотниками до них придумано немало. Прежде всего — это любимая всеми поплавочная удочка как с «глухой», так и с «бегучей» оснастками, предпочитаемая за красоту лещовой поклевки, когда длинный и тонкий поплавок, будто лишенный огрузки, вдруг поднимается вверх и как подкошенный падает на воду. Это самый верный момент для подсечки, иначе уже забравшая в рот насадку рыба может почувствовать крючок и избавиться от него.
Частая необходимость «доставать» осторожных лещей с больших расстояний вынуждает рыболовов применять различные донки-закидушки, где роль грузила выполняет небольшая сетчатая кормушка, либо использовать донки с резиновым амортизатором, но эти снасти довольно грубы и весомые уловы дают только в периоды очень высокой активности рыбы, либо когда она в огромных количествах скапливается на ямах после осеннего охлаждения воды.
Довольно интересна ловля лещей на просторах больших водоемов с лодки на бортовые удочки вблизи опущенной отвесно с борта объемистой сетчатой кормушки с привлекательной прикормкой. Тут главное — выбор лодки. Лучшей следует признать деревянную, с резиновой рыбачить утомительно и небезопасно, особенно на судоходных реках и водохранилищах. А вот ловля с «дюралек» часто не задается вовсе, особенно когда идет заметная волна, от которой плавсредство громыхает как колокол, да и любое неосторожное движение в лодке вызывает излишний шум, от которого лещи уходят подальше, а клюют лишь вечно голодные недомерки.
Сейчас, когда лещи только отнерестились, а корма у берегов гораздо больше, чем на глубине, наибольший успех приносит прибрежное ужение на поплавочную удочку с достаточно тонкой и легкой оснасткой, т.к. здесь рыба ведет себя предельно осторожно. Особенно часто можно попасть на крупных лещей в летнюю полдневную жару у прибойного берега, где они сосредотачиваются по границе мутной и чистой воды при наличии тут глубины хотя бы в один метр. При этом к полудню клев лещей на ямах и русловых канавах, как правило, замирает и возобновляется здесь на зорях либо ночью.
Из насадок для леща, а также сопутствующих ему густеры, синца и белоглазки, наиболее подходят мелкие черви, надетые на крючок по нескольку штук, пучки крупного мотыля либо их «бутерброды» с опарышами. Нередко бывает, когда лещи активно клюют на хлопья «геркулеса», манную болтушку, перловку, горох, фигурные макароны и т.п.