Вглядываясь в глубину прожитых лет и всматриваясь в день сегодняшний, осмелюсь утверждать, что любительская охота во все времена была связана с социальными и экономическими условиями жизни нашего народа, и не последнюю роль в ней играла господствующая в обществе идеология. Разительные перемены последних лет в этих областях наложили свой отпечаток на способы ведения охоты и резко повлияли на социальный состав охотников, что привело к их глубокому расслоению. Для тысяч и тысяч охотников купить рядовое ружье (сельскому охотнику оно будет стоить коровы), патроны (один стоит 15–32 руб.), обновить необходимую амуницию выливается в неразрешимую проблему. А на другом полюсе — достаток, уйма свободного времени, наличие вездеходного транспорта, услуги вертолетов и чартерных авиарейсов. Здесь не обременены соблюдением правил охоты и нормами отстрела, не заинтересованы в бережном отношении к птицам и зверям, не обеспокоены бедственным состоянием нашего общероссийского дома. Вот и министр природных ресурсов Ю.П. Трутнев подтвердил это: «У меня, кстати, вызывают оторопь фотографии в некоторых охотничьих журналах, которые демонстрируют гордого охотника с целой горой подстреленных птиц. В чем смысл уничтожения живности в таком количестве?» А смысл в материальном интересе, который привел к проявлению и расцвету охотничьего бандитизма. Из всех трагических последствий «реформенных» лет, самое тревожное — забвение традиций русской охоты, элементарной человеческой порядочности, которые составляли и должны составлять основу нравственности и охотничьей этики. Простые охотники, глядя на такие охоты, заявляют: «Боярам можно, а почему нам, холопам, нельзя?» И бьют все подряд, что в шерсти и перьях. А это уже трагедия. Ее признаки особенно отчетливо видны на весенней охоте, когда охотник раскрывается во всю свою «ширь и глубь». Если летом или осенью он в поисках уток может заплыть в камыши, уйти на дальние острова или затеряться в лесных дебрях, разыскивая выводки тетеревов и глухарей, то весною он весь на виду. Весною в лесу можно охотиться на тяге вальдшнепа да на тетеревиных и глухариных токах. Но только сначала попробуй найди их! Вот и шатаются по полям, опушкам лесов, берегам водоемов толпы вольных стрелков. И их вольное поведение может привести к нарушениям воспроизводственного процесса животных и мер безопасности. Птицы приступили к устройству гнезд и кладке яиц, а у кабанов и лосей появилось потомство. Для молодняка фактор беспокойства смертельно опасен. Многие считают в порядке вещей выстрелить по пролетающей стайке уток, не всматриваясь в утреннем сумраке, кто перед шалашом, — утка, тетерев или тетерка. Убил по недомыслию или неосторожности самку — тем самым обеднил себе охоту летом.
Естественное воспроизводство пернатых не столько зависит от 16-дневной охоты и количества отстрелянных селезней, тетеревов и глухарей, сколько от того, как мы охотимся и ведем себя в угодьях. Недопустимость весной стрельбы влет (кроме вальдшнепа на тяге и гусей из укрытия), шатания по угодьям — это не измышления ученых и охотоведов, это важнейшее требование правильной охоты, соблюдение которого сторицей окупится в летне-осенней охоте. К сожалению, не все над этим задумываются. Особенно безнравственно мы ведем себя весною на гусиной охоте. Почему-то многие считают охоту на гусей проще простого: заехали с друзьями на джипе в посадку у дороги или в ближайшие кусты, выставили пяток гусиных чучел, «врубили» электронный манок, достали свои «беретты», «браунинги», «бенелли», накрыли стол, рядом мешок с патронами Стреляй, наливай, пей — вот и вся охота. Картинку такой охоты очень точно нарисовал в стихотворении поэт Михаил Смирнов. Это стихотворение я выучил наизусть и довольно часто в своих статьях привожу, надеясь на то, что вдруг кого-то эти строки зацепят за душу и заставят задуматься.
Рассвет над полем. Профили, манки,
И с маскировкой все у нас как надо,
И вот уже в разливах у реки
Гремит, не умолкая, канонада.
Дистанция такая до гусей,
Что дробь не пролетит и половины,
Но бьют по ним почти что все:
Двустволки, автоматы, карабины.
Что этим людям этика охот?
И что для них все правила и квоты?
Согласитесь, друзья мои, что подобная охота ничего общего не имеет с правильной охотой. Охота на гусей для настоящего охотника не только праздник, это еще и тяжелейший труд: поиск мест охоты, рытье окопов до кровавых мозолей и устройство других укрытий, их маскировка, таскание на себе снаряжения, профилей, чучел и, как дополнение к полному удовольствию, хождение в пудовых от налипшей грязи сапогах. Согласитесь, не всякому охотнику такое удовольствие по плечу. И как ему больно и обидно, когда его со всех сторон обкладывают вольные стрелки-зенитчики и обстреливают все табунки гусей, на какой бы высоте они ни пролетали.
Как вести себя весною на охоте? Об этом писано много, но я еще раз напомню прописные истины:
— не убий весной самку, не стреляй весной по стаям уток и куликов, не стреляй в потемках по птице, подсевшей к подсадной — есть риск убить самку;
— своей охотой и поведением в угодьях не ставь под сомнение благоразумность весенней охоты, на нее и так «благочестивая» Европа точит зуб, требуя от России ее закрытия. Только охотничьим чиновникам вздумается ее закрыть, как тут же найдутся ученые из разряда «одобрям-с», которые с научной точки зрения обоснуют ее закрытие;
— охоться сам, но не мешай охотиться другим, не вызывай в свой адрес справедливых упреков и замечаний со стороны собратьев по страсти. Не такие уж мы сегодня оголодалые, чтобы, выйдя на охоту, непременно кого-то застрелить;
— охотиться можно только на тех птиц, на которых разрешена охота. Не стреляй в птиц, которых не знаешь — есть риск убить краснокнижную птицу.
И еще один штрих к нашему поведению на весенней охоте. Мне понравилась своей напористостью статья Владимира Родченкова: «Весенние охоты с электронным манком» («РОГ» № 8, 2010 г.). Я и раньше писал о нецелесообразности запрета использования электронных манков на охоте и, тем более, применения на весенней охоте утиных чучел. В некоторых областях запрещали охоту с ними. Прав Владимир Родченков: если не умеешь охотиться, то тебе никакой суперманок не поможет. Но если у Владимира такой волшебный манок, то пусть он с ним и охотится на здоровье. Удачи! Охотничьи издания предлагают охотникам высказаться по поводу применения на охоте электронных манков. Мы любим ссылаться на европейский и североамериканский опыт организации и проведения охот. Электронные манки не наше изобретение. Европа и Америка давно охотятся с манками, а мы так «трепетно» заботимся о животном мире, что не разрешаем своим охотникам пользоваться этими «губительными» приборами. Вертолеты, вездеходы, моторные лодки, гидроциклы — это пожалуйста, а вот утиные чучела и манки — неэтично (проектом новых Правил охоты в России применение электронных звуковоспроизводящих устройств, охота непосредственно с воздушного транспорта, вездеходов и моторных лодок запрещена. — Ред.)
К сожалению, у нас не в чести традиции, правила охоты и нормы отстрела дичи. Власть не желает заниматься воспитанием охотника. Записала Госдума в законе об охоте в статье 20, что «…охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства», — и все. Гуляй, охотник!
Сегодня у обществ охотников право воспитания и подготовки к приему в охотники отобрали. А ведь только там готовился настоящий охотник. Настоящих и правильных охотников надо воспитывать! Сами собой растут только ряды браконьеров. Неужели мы так и не будем воспитывать у российского охотника бережное отношение к животному миру, соблюдение охотничьей этики и норм добычи в духе славных традиций своих отцов и дедов? Ох и наохотимся мы тогда!
А главное — что оставим детям и внукам после себя?..