Охотничьи билеты — притча во языцех

«Притча во языцех»...

«Притча во языцех» — то, что получило широкую известность,у всех на устах, сделалось предметом общих разговоров, пословицей, вызывая неодобрение и насмешки. Википедия (сводная энциклопедия) Чего только не печаталось в охотничьих СМИ в последнее десятилетие об охотничьих билетах — удостоверениях на право охоты. Излагались самые разные мнения как о существующем порядке выдачи таких документов, так и о желаемом. Сколько людей, столько и мнений. Однако всех участников этих дискуссий можно было разделить на два лагеря. Первые — сторонники того, что право на охоту и, соответственно, охотничьи билеты может выдавать только государство (его органы). Вторые выступали за сохранение за членским охотничьим билетом статуса документа, удостоверяющего право гражданина на охоту.

Краткая историческая справка: в конце 50-х — начале 60-х годов прошлого века государство само наделило членские билеты обществ охотников таким статусом. «Положением об охотничьем хозяйстве РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 года № 1548 было установлено, что правом охоты с огнестрельным оружием пользуются граждане, состоящие членами обществ охотников (это одно из главных условий). А в Типовых правилах охоты в РСФСР было указано, что удостоверением на право охоты служат членские охотничьи билеты обществ охотников (за исключением охотников-промысловиков).

В «новое время» впервые предложение о введении единого государственного удостоверения на право охоты прозвучало на проведенном Главохотой, кажется, в 1990 году расширенном совещании (вел его известный охотовед, заместитель начальника Главохоты В.И. Фертиков). Тогда этот вопрос был всесторонне обсужден, общее мнение было примерно таково: возможно, со временем это будет и целесообразно, когда кроме обществ охотников появится достаточно и других охотпользователей, возникнут другие устойчивые источники финансирования охотничьего хозяйства, кроме личных средств охотников (членских взносов), а пока это делать рано… Лично я тогда предположил, что время для введения государственного удостоверения на право охоты может наступить лет через 5–7.

Прошло 20 лет. Вопрос о порядке выдачи охотничьих билетов (удостоверений на право охоты) все эти годы оставался одним из самых острых. Полагаю, что именно из-за неспособности решить его компромиссным путем между госорганами (Главохота, Охотдепартамент МСХ, Россельхознадзор, опять Охотдепартамент) и Ассоциацией «Росохотрыболовсоюз» (в том числе общества ВОО и «Динамо») произошла такая длительная задержка принятия закона «Об охоте».

В 1993 году постановлением правительства РФ № 728 был введен государственный охотничий билет, выдаваемый государственными органами управления охотничьим хозяйством. Охотники получили право свободного выбора: хочу — состою в обществе и имею членский охотничий билет, хочу — получаю фактически бесплатный государственный билет и охочусь по нему. Однако заметим, что, несмотря на это, а также на другие всевозможные препоны, чинимые на пути деятельности общественных охотничьих организаций и, в первую очередь, силовое изъятие части закрепленных за ними охотугодий, — несмотря на все это, численность членов обществ охотников за эти годы сократилась максимум на 30–35 %.

А каких только искусственных мер для перетягивания охотников из общественных организаций в «вольные стрелки» в ряде регионов не придумывали! Сколько было случаев, когда то там, то здесь членские охотничьи билеты объявлялись госорганами «вне закона». Охотники вводились в заблуждение, общества теряли значительную часть своих членов, а иногда и совсем разваливались. Потом через суды удавалось поставить все на свои места, но иногда потери были уже непоправимы…

С 1 апреля 2010 года вступил в силу федеральный закон «Об охоте…». Вопрос о введении с 1 июля 2011 года охотничьего билета единого государственного федерального образца решен окончательно и, очевидно, бесповоротно. Дальнейшее обсуждение целесообразности такого шага государства бессмысленно. Надо руководствоваться законом.

В связи с этим хотелось бы напомнить всем охотникам (и членам обществ, и не являющимся таковыми) положения закона «Об охоте…», касающиеся охотничьих билетов. Это сейчас важно знать каждому из нас — ведь кому уже в этом году, кому в начале следующего необходимо будет продлить свой старый охотбилет, а после 1 июля 2011 года вовремя успеть получить новый охотбилет единого федерального образца.

Итак, пунктом 11 статьи 71 закона «Об охоте» определено, что до 1 июля 2011 года выдачу, замену и продление охотничьих билетов (т.е. билетов, выдаваемых госорганами) осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ в ранее применявшемся порядке. Пунктом 12 статьи 71 определено, что до 1 июля 2011 года действует порядок выдачи и продления членских охотничьих билетов (выдаваемых обществами), установленный ранее. И, наконец, пункт 13 этой же статьи гласит: «С 1 июля 2011 года охотничьи билеты и членские охотничьи билеты, которые выданы до 1 июля 2011 года и срок действия которых не истек, подлежат обмену на охотничьи билеты единого федерального образца».

Согласно вышеприведенным положениям закона «компания» по получению новых билетов будет проводиться с июля 2011 года до момента окончания срока действия имеющихся на руках как государственных охотничьих билетов, так и членских охотничьих билетов. А до 1 июля 2011 года действуют и выдаются охотничьи и членские охотничьи билеты в прежнем порядке.

Вынужден так подробно остановиться на этих положениях, так как в ряде субъектов РФ охотничьи госорганы уже опять начали «творить чудеса», в частности, уже сейчас требуют замены членских охотничьих билетов на «государственные», скрывая от охотников, что эти «государственные» совсем не те, которые «единого федерального образца», и все равно после 1 июля 2011 года их придется менять на другие.

Придумывают и прочие несуразицы. Чтобы не быть голословным, приведу выдержки из письма Департамента «охотопользования» и рыболовства Тверской области № 840 от 11.05.2010 (кстати, для тех, кто знает, как пишется слово «охотпользование», сообщаю, что «охото..» это не моя ошибка. Так называют себя охотничьи чиновники Тверской области — управленцы «охотопользованием». — М.Я.). Вот грозные увещевания из этого письма, направленные в районные службы департамента, а также всем обществам охотников Тверской области:

«… районные общественные организации охотников и рыболовов, другие общественные организации с 1 апреля 2010 года прекращают выдачу охотничьих билетов и осуществляют только ежегодную регистрацию ранее выданных»; «Билеты, выданные районными общественными организациями охотников и рыболовов, другими общественными организациями после 31 марта 2010 года, обмену не подлежат»; «Заведующим отделами в составе управления по районам Тверской области… необходимо до 1 декабря 2010 года организовать прием из районных общественных организаций баз данных по регистрации лиц, являющихся охотниками»; «При отсутствии данных сведений обмен охотничьих билетов осуществляться не будет».

Напомню, что пунктом 13 статьи 21 закона «Об охоте…» ясно определено, что перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о получении охотничьего билета, порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета, форма охотничьего билета устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. На сегодня ни один из этих моментов федеральным органом власти не определен, до начала выдачи билетов единого федерального образца еще год! Куда торопится Департамент охотопользования Тверской области? Зачем эта очередная попытка развала общественных охотничьих организаций области? Полагаю, что губернатор области, Министерство природных ресурсов РФ, областные прокуратура и управление Росприроднадзора, куда обратились общественные охотничьи организации области, поправят Департамент. Но ведь охотники области уже обмануты. И признается ли теперь Департамент, что он был «не совсем» прав?

Еще один очень важный момент, на который нужно обратить всеобщее внимание. Законодатели, принявшие закон «Об охоте…», видимо, немного «погорячились» и предусмотрели с 1 июля 2011 года «обмен» членских охотничьих билетов на билеты единого федерального образца. Охотничьи общественные организации давно забили тревогу по этому поводу. Членские охотничьи билеты, являющиеся в первую очередь удостоверениями о членстве граждан в общественных организациях, по нашему глубокому убеждению, изыматься государством без всякого на то основания не могут. В свое время государство практически волевым порядком наделило членские билеты обществ охотников статусом документа, удостоверяющего право на охоту. С 1 июля 2011 года государство снимает с членского охотничьего билета такой статус. Это его право. Однако изымать членские билеты оно не должно. Это фактически оставит общественные организации без их членов, повлечет огромные материальные издержки Обществ на восстановление их членства, изготовление и выдачу новых членских билетов. Налицо нарушение конституционных прав граждан — членов общественных организаций.

Это прекрасно понимают и в Правительстве РФ. В частности на своей пресс-конференции 11 июня 2010 года министр природных ресурсов и экологии Ю.П. Трутнев заверил большую группу представителей СМИ, что МПР приложит все необходимые усилия, чтобы исправить это положение. «Обмен» членских охотничьих билетов должен быть заменен на «выдачу охотбилетов единого федерального образца по предъявлении действующих членских охотничьих билетов». Мы верим словам Министра и очень надеемся на претворение их в жизнь!

И последнее, что хотелось бы затронуть в связи с темой охотничьих билетов. Представителями государственных органов власти, в частности председателем комитета по собственности Государственной Думы РФ В.С. Плескачевским, уже давно и настойчиво предлагается Центральному совету Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» рассмотреть вопрос о возможности создания в охотничьем хозяйстве России так называемых саморегулируемых организаций (СРО). Якобы в этом случае возможно будет опять вернуться к вопросу о наделении членского билета статусом удостоверения на право охоты. Я внимательно изучил закон о СРО. Судя по всему, в СРО объединяются организации или специалисты-профессионалы, производители определенного вида продукции или услуг. Сегодня члены обществ охотников — потребители услуг, производимых охотхозяйствами обществ. Здесь все ясно. А как объединить в СРО производителей и потребителей услуг, мне, например, пока совсем неясно.

Так как слухи о возможности создания СРО в охотничьем хозяйстве ходят давно и упорно, хотелось бы увидеть на страницах «РОГ» хоть какую-то более или менее конкретную схему создания и организации работы таких СРО. Может, кто-то знающий возьмется за это? Например, тот же В.С. Плескачевский. А то пока что-то боязно, как бы обещаниями о наделении членского билета «высоким» статусом нас не заманили в компанию по окончательному разрушению общественных охотничьих организаций в обмен на создание пока мифических СРО.