Речка, на которую я отправлялся, своими размерами не отличается, ширина от 2 до 6 метров, глубина в среднем полметра, локальные ямки до 2 м. Это был не первый вояж сюда со спиннингом. Здесь водятся не только голавль до 2 кг весом, но и жерех, елец, уклейка, пескарь и окунь. По крайней мере, только эти рыбы попадались мне здесь на спиннинг.
Однако речка преподнесла сюрприз. Уровень воды сильно упал, многие ранее уловистые перекаты стали сушей и ширина теперь уже ручейка составляла от 1 до 3 метров. Таковы последствия жаркого лета. Помимо прочего, вода оказалась кристально чистой и значительно усилилось течение. Словом, все было в антураже какого-нибудь горного кавказского ручейка, а не равнинной чувашской речки.
Наверное, надо было развернуться, и пока не потрачено драгоценное утреннее время, ехать на какой-нибудь более серьезный водоем, но что-то побудило разобрать спиннинг и попробовать пристреляться в одной знакомой ямке. Если раньше здесь дно совсем не просматривалось, то теперь даже невооруженным глазом я видел коряжку посередине ямки, на которой оставил прошлым летом несколько вертушек и они теперь висели на ней, ржавые и обросшие тиной.
Вертушка приводнилась ниже по течению, метрах в трех от коряжки. Лепесток завелся, и когда блесна прошла мимо коряжки, за ней снарядился отряд каких-то белых хищничков. Сложно разобрать, кто это есть, но выбор был небольшой — либо голавлики, либо уклейка, либо елец. Однако поклевки не последовало.
Практически на всем протяжении речки я мог просматривать дно, но рыб почти не замечал. Стоило лишь провести блесну, и за ней увязывались недлинные тени. На темном илистом дне рыбок можно было распознать, лишь когда они двигались за блесной. Другие моменты их жизни были скрыты от меня, вооруженного, кстати, поляризационными очками.
Такие догонялки за блесной рано или поздно заканчиваются поклевками или поимками, и вот забросе на третьем с лихим ударом на все три тройничка садится хороший елец, граммов на 150.
Как это обычно бывает, после нескольких походов за приманкой такие преследователи перестают интересоваться блесной и за ней больше не выходят. В таком случае может помочь замена приманки. Вот и сейчас я меняю Mepps №00 на маленький воблерок Bassday Shugar Minnow. Он похож на малька и тонущий. Собственная игра появляется лишь тогда, когда воблер попадает на течение, в затишках же тащится палочкой за леской. Невнятный такой воблерок, но приносит сразу же две поклевки. Попадаются голавлики граммов по 100, которых я тут же стряхиваю с задних тройничков в воду.
Большинство мест по речке приходится проходить стороной в виду того, что совсем мелко. На мелководных «прогонах», где я могу пройти, даже не замочив сапог, ступая на крупные камни, снуют стайками те же ельчики. Если им подкинуть вертушку, они следуют за ней и через какое-то время решаются атаковать. На мелководьях елец мелкий, не больше 70 граммов, поэтому на воблеры совсем не реагирует.
Я задерживаюсь на поворотах. Здесь под левым берегом образуется ямка, в которой по более высокой воде доводилось ловить голавлей до 800 граммов. Сейчас же эти ямы сплошь оккупированы ельцом, и довольно крупным — по 100-200 граммов. Ельцы, однако, тоже хитрые рыбы. Когда облавливаю яму с противоположного берега, они практически не реагируют ни на вертушку, ни на воблер. Но стоит перейти на берег, под которым находится ямка, и сделать заброс, спрятавшись за кустом, свисающим к водам этой ямки, как тут же случается несколько поклевок.
На малой речке намного сложнее выбрать позицию, чтобы и проводку под течение подобрать и при этом остаться незамеченным для остроглазой рыбы.
Местами по речке свал в глубину совсем отвесный, под 90 градусов, и уходит на метр-полтора. Мне не повезло однажды здесь оступиться. Это было еще по высокой воде. Уйдя по грудь в воду, дна я не достал. В таком месте любит стоять голавль. Он стоит либо у дна, либо где-то в полводы у стены свала. Стоит обычно группкой, и случается поймать 1-3 хвоста, прежде чем стайка почует неладное.
Обычно в этом месте я ловлю вертушкой, с ней проще регулировать уровень, на котором идет приманка. Сложно найти маленький голавлевый воблер, который за 3-4 метра проводки успеет выйти на глубину в 1,5-2 метра. Можно, конечно, исхитриться с тонущими моделями, но от этого страдает динамика ловли, поэтому я предпочитаю вертушку. Несколько раз неплохо получилось с микроджигом. Сегодня под этим свалом голавля я не обнаружил, зато вертушку очень долго осаждали ельцы. В отличие от голавлей, эти не пугались и с одного места удалось вытащить с десяток рыбешек.
На этой речке немало и длинных участков с ровной глубиной и равномерным течением. На таких «трубах» изредка случается зацепить одиночного голавля. Ельцов же, как выяснилось, здесь можно ловить более систематически. Причем стандартные забросы вниз по течению не давали такое множество поклевок, которые происходили при забросах вверх по течению (up-stream). Главное при такой проводке, не давать вертушке сбиться.
Но больше всего мне понравилось ловить в одном интересном месте. Там через речку проходит труба газопровода. Выше по течению имеется небольшой перекат, у трубы под левым берегом небольшая ямка и затишье, под правым берегом у трубы активная обратка. Обратка первой привлекает к себе внимание. Вода в этом месте кружит с очень высокой скоростью. Именно туда я и сделал первый заброс. «Сахарный минноу» от Bassday тут же был атакован! Я был уверен, что это голавлик, но оказалось, это елец граммов на 250!
Через проводку попался еще один, и весьма приличный. Потом еще и еще. А потом ельцы стали ловиться с каждого заброса. Заброс — полметра проводки — тычок — елец. После десятого ельчика поклевки прекратились. Видимо, все активные особи были выловлены. Не помогла и замена приманок.
На вертушку в затишке неожиданно сел 200-граммовый голавлик, за ним еще один. Дно в месте ловли было илистое, темное, к тому же глубина была около метра, и поэтому их видно не было. Но до той поры, пока я не провел там приманку. Я видел, как голавлики выскакивали из-под трубы и смело атаковали приманку. Попробовал предложить им воблер. Заброс сделал на перекат, дал воблерку уйти вниз по течению, даже чуть отдал леску, чтобы приманка подошла непосредственно к трубе, и начал проводку. Когда воблер уже почти вышел из ямки, я увидел, как за ним следует голавль где-то на полкило. По нынешним меркам, достойная рыба. Однако поклевки не последовало. Таких здесь проще ловить по большой воде, по малой же приходится довольствоваться ельцом, ловить которого оказалось очень даже интересно и совсем не скучно.