Пекло стоит больше восьми недель. Вначале мы радовались теплу, потом оно надоело. Довольно долго обходилось без лесных пожаров, и, как ни странно, уровень воды в реках и озерах падал незначительно. Сказались весенние запасы воды после морозной и достаточно многоснежной зимы и неплохого половодья. Но скоро последствия жары стали катастрофическими. Быстро обмелели водоемы, высохли болота, загорелись леса и торфяники. С конца июля уже стало трудно дышать, дым от горящего торфа окутал столицу и многие районы Подмосковья и соседних областей.
Вспоминаются необычайно жаркие 1972 и 2002 годы. В моем дневнике записано, что в семьдесят втором году дождей не было с 6 июня, что в конце августа прошел дождь, который назвали «искусственным». Был он необычным — теплым, с крупными бурыми каплями торфяного цвета. В сентябре пошли дожди, и природа ожила вновь. В тот год сгорело много лесов, после чего произошла резкая смена состава древесной растительности: на месте сгоревших спелых хвойников образовались гари, которые уже на следующий год плотно заросли иван-чаем. Вскоре здесь появилась лиственная поросль, в сухих местах — березы, в заболоченных — осина и ольха. Так появилась неплохая кормовая база для лосей. Многие ученые связывают рост численности лося с середины 70-х годов именно с этим. В те годы лесоводы трудились не покладая рук. На месте сгоревших лесов расчищались делянки и производились посадки, в основном сосны. Через 30 лет сосны подросли настолько, что их полюбили глухари. Отличная зимняя кормовая база, и, как следствие, появление новых токов. Вообще замечу, что рост численности глухаря в средней полосе России в начале нынешнего века во многом связан с увеличением доли сосны, посаженной после пожаров 72-го.
Засуха повторилась в 2002 году с той лишь разницей, что жара и дым от торфяников стояли весь сентябрь. И тоже сильно пострадали леса. К сожалению, на месте сгоревших теперь редко сажают лес.
И вот через 8 лет новая напасть. В этом году жара удивила своей стабильностью: дневная температура под 35 градусов стояла несколько недель подряд.
Как повлияла погодная аномалия на диких животных? Отмечу, что небывалой жаре предшествовала очень хорошая весна.
В целом весь апрель в центральной России выдался теплым и очень сухим. Например, во Владимирской области среднесуточная температура воздуха составила + 7,7 С, что оказалось на 2,3 градуса выше нормы. Осадков выпало 38 мм — всего 68% нормы. А дожди были только 5 дней. Однако большие запасы снега способствовали сохранению повышенной влажности после снеготаяния.
Май был теплым, сухим с отдельными кратковременными дождями. Обычного для нас похолодания со снегом в первой декаде мая не было, обошлось и без черемуховых холодов. Хорошо цвел дуб, и потому в этом году небывалый урожай желудей. Майская погода оказалась исключительно благоприятной для гнездования, насиживания и вылупления птенцов. Повезло и зайчатам. Особенно благоприятной для молодняка выдалась первая декада июня, порадовавшая и теплом, и дождями. Как же сложилась его судьба в дальнейшем?
УТКИ И БЕКАСЫ
Даже к Петрову дню (12 июля), несмотря на жару, в угодьях оставались хорошие условия, а влага и тепло способствовали быстрому росту и развитию птиц из ранних выводков. По моим наблюдениям, к этому времени уже было на крыле около 75% молодняка кряквы, 60% чирков. Нелетных выводков все же было много, но скорее всего это были утята из поздних и повторных кладок. Жара подстегнула уток к местным миграциям. Летные выводки появлялись то в одном, то в другом месте. Идеальные условия на луговых пойменных болотах были обусловлены прежде всего обилием моллюсков на хорошо прогреваемых мелководьях. Здесь держалось много уток. Но уже через неделю эти утиные угодья превратились в бекасиные. Вода ушла, ушла и утка, а мелководья превратились в грязевые болота.
Казалось, все окрестные бекасы слетелись сюда. В это время у бекасов, как молодых, так и взрослых, идет интенсивная линька, и обильная белковая пища им просто необходима. Этим и объясняются летние скопления птиц в благоприятных кормовых местах. А там, где таких бекасиных «столовых» нет, кулики вынуждены кормиться по мелиоративным канавам и илистым берегам озер. Днем я находил их в ивовых кустах, ранее затопленных водой, полог которых в засуху представлял собой влажную «ржавчину». В конце первой декады августа пересохли и эти болотца, и у бекаса возникла проблема в поисках пищи.
Утки же переместились на заводи, старицы, большие озера и даже на реки. Сейчас, в августе, их много держится по залитым водой картам торфяных карьеров и глубоким незаросшим мелиоративным канавам. В целом уток в этом году вывелось больше обычного, и сезон размножения для них был благоприятным. Правда, были сообщения орнитологов Союза охраны птиц о находке мертвых уток и чаек на прудах городских парков, а также в ближнем Подмосковье. МООиР на своем сайте даже обратил внимание на то, что в жару наблюдалась гибель птиц, и даже организовал через свои охотхозяйства сбор павших особей и их отправку в ветлабораторию. Пока трудно сказать, что послужило гибелью этих птиц. Предполагали бутулизм, птичий грипп, но результаты анализов пока не известны. Есть предположение, что московские утки отравились после обработки водоемов инсектицидами против комаров. Эта мера проводилась на некоторых водоемах для предотвращения малярии.
ДУПЕЛЬ
Второй год подряд в угодьях вывелось очень много дупеля. У нас в редакции имеются сообщения легашатников о высокой концентрации дупеля на сенокосах в Московской, Рязанской, Тверской, Владимирской, Вологодской, Архангельской и других областях. В прошлом году там, где охоту с подружейными собаками открыли вовремя, охотники отвели душу. В этом году дупеля еще больше, его массовый летний пролет отмечен почти повсеместно в период с 17 по 25 июля. Это несколько раньше, чем в обычные годы. Дупеля — обитатели коровьих пастбищ, но сейчас встретить стадо коров во многих центральных областях — большая редкость. С начала девяностых годов численность крупного рогатого скота в целом по России упала втрое, а в ряде областей еще сильнее. Некоторое увеличение интереса к животноводству, наметившееся в последние годы, не обнадеживает охотников. Увы, у нас появляется все больше ферм со стойловым содержанием коров. А это означает не только отсутствие пастбищ, но и увеличение площадей для сенокосов. С использованием же раннего сенокошения под сенокосилками гибнут гнезда и птенцы. Тем не менее, дупель в основном встречается по сенокосам. В жару почти все дупеля у воды — на берегах луговых озер и по мелиоративным канавам. С чем связана вспышка численности дупеля в этом году, пока неясно. Замечу, что для дупеля Россия в этом году стала большим заповедником: летнюю охоту с легавыми не открыли нигде. А к сентябрю большая часть дупелей окажется уже на африканских зимовках.
КОРОСТЕЛЬ
Ночные учеты кричащих самцов в июне показали, что коростелей в этом году загнездилось чуть больше обычного. Однако сильная засуха повлияла на рост молодняка. Основным кормом коростеля служат сухопутные моллюски, обитающие на растениях при достаточном количестве влаги в почве. Вплоть до начала августа выводков было много, но затем они переместились к воде — к берегам озер и мелиоративным канавам. Иссушающая жара не способствовала ни нормальному развитию птенцов, ни линьке взрослых. В августе многие луговые травы высохли, некоторые луга даже сгорели. И хотя, по сообщениям легашатников, в июле коростеля было много, нет гарантии, что сентябрьская охота будет успешной. Впрочем, если пойдут дожди, коростели повылезают на свои привычные места и охотники не останутся без удачи.
ПЕРЕПЕЛ
Жаркое сухое лето для перепела всегда лучше, чем холодное и дождливое. Перепел не возвращается в родные места, а летит на гнездование каждую весну настолько далеко на север, насколько позволяет погода. В сырые годы он может вовсе не долететь до Подмосковья, а в жаркие обычен даже для севера России. В этом году в благоприятных местах обитания средней полосы перепела вывелось много. В начале августа встречались как полноценные, полностью подросшие выводки, так и «поршки» (перепелята начинают перепархивать в возрасте 11 дней). Это связано не только с растянутым периодом размножения, но и со способностью самок устраивать вторые кладки (обычно в июле), после того как ранние выводки стали самостоятельными. Птенцы достигают размера взрослых и полностью перелинивают к сороковому дню жизни, а в пятидесятидневном возрасте начинают миграцию к югу.
Продолжительная засуха, с одной стороны, способствует кормовой базе перепела за счет наличия большого количества кузнечиков и кобылок, служащих основным кормом молодняка. С другой стороны, в засуху у перепелов резко возрастает смертность от глистных инвазий. Перепела зимуют в основном в Африке, южнее Сахары. Путь неблизкий, а потому уже с середины августа начинается пролет на зимовку. Надеюсь, что в начале сентября в Подмосковье охотникам еще удастся насладиться охотой на перепела.
ТЕТЕРЕВ
В отличие от прошлого года в нынешнем сезоне для тетеревов сложились неплохие условия. В выводках, которые приходилось поднимать, по 5–8 молодых, причем к 5 августа (время открытия охоты по тетеревиным выводкам по новым правилам охоты) большинство тетеревят уже крупные и имеют трофейный вид. В прошлом году в августе было много поршков и мелкого молодняка размером с коростеля. Тетерева сейчас тяготеют к сырым разнотравным низинам, куртинам иван-чая, подмаренника и ястребинки. Чуть пригреет солнце — они уже перемещаются на канавы и даже к озерам. В общем, в эту нелегкую пору и тетерев тяготеет к воде. К сожалению, если охоту откроют в сентябре, выводки уже начнут распадаться и сами птицы уже станут более строгими.
ВАЛЬДШНЕП
Весной основная масса вальдшнепа прилетела позже обычного. Майские тяги были хорошими, условия для развития птенцов оказались благоприятными примерно до начала июля. Из-за жары тяги завершились примерно на 2 недели раньше обычного. Не повезло птенцам из поздних выводков: к концу июля леса настолько высохли, что найти влажную почву, пригодную для кормежки, оказалось непросто. В начале августа вальдшнепы, и в довольно большом количестве, отмечались на утренних зорях. Они летели в лес, причем предпочитали окрестности озер, непересохших болот, мокрые ивняки и ольшаники вокруг водоемов и вдоль канав. Однако это отнюдь не идеальные места для кормежки. Ввиду отсутствия дождей вальдшнепы по ночам редко вылетали на лесные и луговые дороги. Они явно ощущали недостаток корма. А летнее питание для них очень важно: ведь в это время птицы интенсивно линяют и готовятся к осеннему отлету. Принимая во внимание аналогичную ситуацию в 2002 году, можно предположить, что в этом году осенью вальдшнепа будет меньше обычного, а пролет сдвинется на более поздние сроки. Стимулировать осенние высыпки будут дожди.