На живца

Чем студеней вода, тем злее становятся хищники в различных водоемах. Они гоняют косячки мелкой рыбешки практически весь короткий световой день и даже ночью, причем в азарте охоты некрупные хищники зачастую оказываются жертвами матерых собратьев.

Особой кровожадностью в осеннюю пору отличаются щуки, окуни, налимы и судаки. Вот они-то и становятся основными объектами различных способов ловли — активных и довольно пассивных, выжидательных.


Активными принято считать спиннинг, нахлыст, троллинг или отвесное блеснение с лодки, а пассивными — весь набор приемов охоты на живца: различные донки, кружки или стационарные поставушки, живцовую поплавочную удочку. Однако, думается, подобное деление весьма условно, поскольку в большей мере активность того или иного способа ловли зависит от темперамента самого рыболова. Уж никак не назовешь активным спиннингиста, «прилипшего» к одному месту, где у него когда-то клюнуло, и методично «долбящего» приманками избранную точку на водоеме. В то же время, охотник с живцовой удочкой весьма мобилен и, переходя с места на место, способен обловить большую акваторию, в тоге найти скопление хищников и добиться впечатляющего результата. И такая ловля на живца кажется наиболее интересной как в зрелищном, так и эмоциональном плане, особенно когда случается настоящий жор, например, щуки. Тогда крупный яркий поплавок, лишь слегка шевелящийся на водной глади от движений живца, вдруг со звуком, похожим на хлопок бутылочной пробки, исчезает из виду, а леска начинает медленно уходить с барабана катушки. Тут рыболову спешить не стоит, иначе преждевременная подсечка оставит его и без живца, и без добычи. Необходимо спокойно дождаться, когда леска перестанет сходить с катушки и хищник остановится. После этого закрыть дужку или включить стопор обратного хода и, выждав несколько секунд, достаточно энергично подсечь.


Но так следует ловить, когда щука берет хорошо и применяется довольно крупный живец — «зубастая» в период осеннего жора неравнодушна к карасям, карпятам и плотве весом 50-100 граммов, да и мелкие хищники, особенно окуни, в этом случае будут донимать меньше.


Однако нередко случается так, что из-за неблагоприятных внешних факторов или из-за преобладания в водоеме определенного вида корма, щука берет вяло, лишь придавливая живца на крючке. В этом случае правильным будет: максимально облегчить снасть; в качестве живца использовать мелких, но бойких плотвичек, верховок, пескарей, окуньков; рыбешек насаживать за губу и только на одинарный крючок. Подсечку необходимо производить сразу, как только поплавок уйдет под воду. В таком варианте ловли живцовая поплавочная удочка, позволяющая оперативно менять место и глубину ловли, гораздо добычливее грубых и похожих на переметы с множеством крючков донок с резиновым амортизатором, которые одно время были справедливо запрещены, и сейчас ни один истинный рыболов такую снасть использовать не станет. Это удел хапуг, не знающих радости настоящей удачи, не уважающих ни себя, ни других рыболовов.


Очень азартна ловля на легкую поплавочную дочку, если удается обнаружить скопление полосатых разбойников. В этом случае желательно из оснастки исключить металлический поводок, — окунь с ним клюет неохотно, поэтому один-два неизбежных щучьих откуса крючка следует воспринимать философски. Замечено, что осенью стайный окунь лучше всего клюет на мелкую плотвичку, которую можно добыть малявочником у прибрежных трав, но кое-где он прекрасно ловится на своего более мелкого собрата.