Зимняя жизнь бобров не отличается разнообразием. Почти все время они проводят в хатке или норе. Там они спят, приводят в порядок густой мех и кормятся, для чего выплывают за порцией веток, которые берут из сделанных с осени запасов. Поскольку ветки звери отгрызают из крон заблаговременно поваленных в воду деревьев и тащат их в хатку, а все происходит подо льдом, то грызуны остаются недоступными для наблюдений обычными способами. Но при определенном стечении обстоятельств увидеть бобров зимой можно. И не только ночью, но и в светлое время суток.
Когда семья или одиночные звери поселятся на медленнотекущей реке, они на протяжении зимы стараются поддерживать рядом с хаткой или норами полынью. Если погода стоит мягкая и вода в полынье не замерзает, то ожидать появления грызунов можно только в сумерках. Звери (очевидно, чтобы размяться и поиграть) уже почти в полной темноте выныривают на поверхность и некоторое время плавают кругами. Иногда неуклюже выбираются на толстый лед и здесь обгрызают кору с принесенной ветки осины или ивы. Однако надолго не задерживаются и скоро возвращаются домой.
Напротив, в морозные дни, когда парящая полынья буквально на глазах схватывается тонким ледком, бобры выныривают из своих убежищ чаще. Чтобы лед не покрылся слишком толстым слоем, им приходится разбивать его чуть ли не каждый час. Происходит это так. Бобр под водой выходит из хатки или норы, о чем можно догадаться по оставленной им дорожке из воздушных пузырей, и с силой всплывает, ломая прозрачную ледяную корку головой.
Если с первого раза это у него не получается, он повторяет попытки до тех пор, пока лед не треснет. Проделав небольшую брешь, зверь расширяет ее, снизу взламывая корку спиной или наваливаясь всем телом на край льда и круша его своим весом. После того как грызун раскрошит весь молодой лед, он принимается плавать кругами по полынье, ныряет и снова выныривает, а через некоторое время надолго исчезает, чтобы вновь появиться только через час-другой.
Более разнообразное зимнее поведение бобров можно наблюдать, когда они поселятся на речке с незамерзающими стремнинами или в районах с мягкими зимами и непостоянным ледоставом. Однако больше всего возможностей для дневных наблюдений появляется тогда, когда звери в силу различных форс-мажорных обстоятельств (разрушение плотины, промерзание родной старицы до дна) вынуждены покидать обжитое место и переселяться на новое. Иногда вынужденное выселение заканчивается трагично, но чаще бобры находят свои или чужие норы на основном глубоком русле реки и оседают в них до весны.
Единственная серьезная проблема, с которой сталкиваются переселенцы, — это отсутствие на новом месте богатых подледных запасов веточного корма. Как следствие, грызунам приходится искать пропитание в окрестностях, пробивая в глубоком снегу траншеи до ближайших ивняков и осинников.
Времени на это уходит очень много. Если на краю берега не найдется подходящего большого дерева с густой кроной — источника еды на неделю-другую, то бобриные тропы тянутся прочь от воды на несколько десятков метров. Там звери постепенно вырезают подрост и тащат тонкие, но длинные стволы к реке. Где-нибудь на отмели под берегом они сначала разгрызают их на части, а потом долго сидят и усердно объедают кору.
В таких условиях добывание корма не всегда дается бобрам легко. То ноша застрянет среди коряг, то подгрызенный трехметровый стволик запутается ветками в соседних деревьях. Да и просто дотащить волоком до воды деревце, когда сам проваливаешься в рыхлый снег по самую спину, задача не из простых. Но бобры — звери смекалистые, настойчивые, сильные и живучие. Наверное, поэтому с каждым годом их становится все больше и больше.
Читайте также:
Капкан на мохнатую рыбу. Все о современной охоте на бобра
Черт бы вас всех подрал. Бобры оставили без света четыре поселка
Комментарии (0)