Хозяин деревни

Наша русская деревня всегда была живым организмом, переживающим рождение, зрелость, расцвет, постепенное увядание и, возможно, полное исчезновение. Сегодня в новгородской глубинке можно встретить деревни без коренных жителей, которые, однако, живы, благодаря постоянным посещениям дачников.

Последние приобрели когда-то опустевшие избы или получили их в наследство от родственников и теперь приезжают в деревню летом или осенью, чтобы отдохнуть от города, пойти по грибы, поохотиться или порыбачить.

Деревня Владыкино стоит на небольшом пригорке, рядом протекает Уверь, вокруг низменные места, ранее используемые как пастбища и покосы, а теперь зарастающие кустарником или молодыми сосенками. Севернее простираются обширные моховые болота, где можно найти клюкву, морошку и разную дичь.


Когда Владыкино опустело, по деревенским тропам стали разгуливать коростели, в огороде Василича утка отложила 12 яиц – дай Бог, чтобы вылупились утята, а до воды рукой подать! И совсем недавно, в начале мая, мой друг Сергей сообщил, что слышал и видел тетерева, токующего на дереве соседнего участка.


Помню, как-то в детстве мы с товарищем Аркадием пошли выкопать немного картошки и взяли с собой собак – ирландских сеттеров Ветерка и Кармен. В огороде оказался выводок тетеревов, и наш юный и ловкий Ветерок прихватил молодую птицу. Поступил он, конечно, не по правилам, но и тетере нельзя быть такой сонной. Позже мы узнали, что в картофельном поле тетерева клевали колорадских жуков, которых в тот год было множество.


В грибные годы мы собирали большие урожаи белых боровых грибов. Местные называли их «печуры», так как чаще всего они сушились в русских печах.


Понятно, что такая прекрасная деревня не могла быть совсем позабыта-позаброшена. Приезжают еще сюда, в родные избы, потомки коренных жителей, не позволяя им разрушаться. Взять хотя бы трех мужиков – Иваныча, Василича и Петровича. Иваныч и Петрович занимаются охотой, один из них держит лаек, другой – русских гончих. Василич – заядлый рыболов и трудолюбивый огородник.


У Иваныча тоже есть огород, и держит он его в образцовом порядке: там и картошка, и лук, и чеснок растут, и моркоша, как ласково он ее называет. Есть у него разнообразная техника для передвижения по земле и воде летом и зимой. Он встречает гостей и доставляет их на противоположный берег Увери, куда путь возможен только на внедорожнике, так как вдоль реки тянутся заливные луга. Такая машина, или «козел», как ее называют в народе, всегда «дежурит» у Иваныча на противоположном берегу деревни. Есть у него и мопед для поездок к соседям или в лес, и снегоход – для зимних маршрутов. Говорят, он приобрел еще и квадроцикл, который ездит по бездорожью не хуже «козла». Но самое главное – Иваныч построил хорошую баню на самом берегу реки и приглашает всех попариться, а заодно и поговорить о жизни.


Он чаще других приезжает в деревню зимой, и потому все в округе (в том числе и непрошеные гости) знают, что деревня под присмотром.
Однажды, проплывая на своем челноке мимо бывшего парома, Иваныч заметил молодых людей, ловящих рыбу на электроудочку. Как известно, эта варварская ловля приводит к гибели мальков рыб и запрещена. Иваныч сделал замечание: мол, нужно прекращать, а в ответ услышал нецензурную брань, после чего моторная лодка наглецов наехала на челнок и перевернула его. Иваныч, крепкий и ловкий мужик, восстановил положение челнока и поплыл к правому берегу реки, где, как мы уже знаем, стоял его «козлик». Он вернулся к горе-рыбакам и, нисколько не побоявшись, быстро снял мотор с их катера и положил в багажник своей машины – для последующего выяснения личностей. Те попытались запугнуть Иваныча высокопоставленными родственниками: де, приедет прокурор или полиция, и Иванычу не поздоровится.


– Вызывайте хоть сейчас, – спокойно ответил мужик. – Посмотрим, кто прав, кто виноват.


На этом разговор и закончился. Навсегда. Подобных вылазок на берег реки против нашей деревни больше никогда не было. Выходит, преподнесенный урок не пропал даром.
Иваныч охотится преимущественно на зверя. Его западносибирские лайки отличаются хорошей вязкостью, выносливостью, злобой к зверю, будь то лось или кабан, и умом. Всех своих собак он обычно называет Стрелками. Между ними полное взаимопонимание. Для своих помощниц Иваныч построил прекрасные вольеры с будками внутри, они получают полноценную пищу и всегда здоровы и ухоженны.


Иваныч, по мнению многих, один из самых добычливых в коллективе охотников, недаром в соревнованиях среди боровичских охотников по пулевой стрельбе он завоевывал первые призы, о чем сообщала местная газета «Искра».


Летом его редко можно застать дома. Обычно с раннего утра он садится в челнок с бесшумным электромотором, берет два-три спиннинга и тянет дорожку вдоль реки, обычно вверх по течению. Надо сказать, свежая рыба из чистых вод Увери удивительно вкусна, и Иваныч частенько нас балует своим уловом .
Он ставит донки на сомов по омутам и однажды в июле поймал двух сомов весом 24 и 32 килограмма...


Про таких, как Василич, говорят: тертый калач! Много чего повидал он в жизни: на его долю пришлась и коллективизация, и военное лихолетье, и служба на флоте. Его самая большая страсть – рыбалка. Чаще всего он ставит по берегам жерлицы – рогатки с намотанной на нее леской и с живцом – обычно окунем, с двойным крючком и металлическим поводком, на котором плавает подсадная рыбка. Такая наживка стоит примерно сутки. На нее попадаются не только щуки, но и сомы и крупный окунь. Ездит Василич и с дорожкой, благо река длинная и рыбная.


А Петрович со своими русскими гончими охотится на зайцев и лисиц, иногда довольно удачно. Его отец Петр Степанович был известным в округе охотником, добывал лося, кабана иногда и медведя, чаще всего осенью на овсах. Юный Петрович тоже участвовал в этих охотах и приобретал опыт на всю жизнь. Сохранилась фотография послевоенных лет, на которой видно, как лошадка везет телегу с медведем, добытым на овсах. Ее сопровождают Петрович, его отец и другие охотники. Можно себе представить, какой в деревне был праздник, на котором все отведали медвежатину.


Сегодня Петрович разводит пчел. Мед идет на стол близких и родственников. Взяток пчел сильно отличается от от тех взяток, которые кладут в свой карман многие ответственные чиновники. Согласитесь: пчелы намного благородней людей.
Вот такие три старожила охраняют деревню от недобрых людей.


Хочется верить, что появятся здесь люди, которые захотят восстановить сельский быт и освоить заброшенные земли. Тогда, возможно, появится новый хозяин деревни, но пока у нас есть Иваныч – энергичный, обладающий духовной и физической силой, прекрасно владеющий техникой на дорогах и воде, имеющий большой авторитет среди товарищей по деревне. Пока что Иваныч с полным правом именуется хозяином деревни.

Что еще почитать