Пять заветов Военкова

В «РОГ» № 34 (20–26 августа 2008 года) была опубликована статья «Два завета Военкова».

Цитирую окончание:

«Я на всю оставшуюся жизнь усвоил два правила, которые всегда безукоризненно выполняю:
1 – снимать ружье с предохранителя только непосредственно перед выстрелом;
2 – сразу после объявления старшим об окончании охоты необходимо незамедлительно разрядить ружье, разобрать и сложить в чехол.


Неукоснительное соблюдение этих двух правил спасет нам всем жизнь!!!»
Крышу машины тогда прострелили… Находясь в состоянии эйфории от удачной охоты, трое взрослых мужчин и страх забыли, и техникой безопасности пренебрегли. Кто непосредственно произвел выстрел, так и не разобрались. Удивительно, что никто не пострадал.
Прошло время...


В конце октября 2010 года в курганских лесах шел загон на косуль. В линии стрелков, справа от Юры, стоял на номере молодой охотник, впервые участвовавший в загонной охоте. Косуля появилась неожиданно и метнулась сквозь линию стрелков. Юра проводил ее поводкой стволов, разворачивая корпус, чтобы выстрелить в угон, как только она пересечет линию стрелков и войдет в безопасный для других номеров сектор обстрела.


В момент, когда она поравнялась с линией стрелков, справа раздался выстрел. Юра ощутил удар тяжелой кувалдой по голове, он сел на одно колено, опершись обеими руками о землю. Он был в сознании, но дикая, нечеловеческая боль будто железным обручем сдавила голову.
– Кто стрелял?! – на кромку леса выбежал егерь и, оцепенев на мгновение, выронил ружье. – Юрка, что с тобой?
– Не могу понять. Голова, словно в тисках, и что-то давит… давит…


В Юру попало пять картечин диаметром 6,2 мм. Две пробили одежду, две задели по касательной щеку, пятая попала в висок. Она пробила слева височную кость и застряла на входе в мягкие ткани головного мозга. В этом месте височная кость утолщена, по «счастливому» стечению каких-то обстоятельств картечина попала именно в это место. Чуть-чуть ниже, выше, вправо, влево… и книга охотничьих ошибок пополнилась бы еще одной констатацией факта трагедии на загонной охоте.
Лучшие нейрохирурги области, посовещавшись, не решились на операцию по извлечению – риск задеть ткань мозга высок. Выход один – жить с картечью в голове, каждую неделю первого полугодия обследоваться у врача и ложиться под капельницу...


Итак, 3-й завет Военкова – быть ответственным за действия всех членов команды. Каждый должен знать – что, как и когда должен делать и какие действия категорически запрещены. Если в бригаде новичок, охотник, взявший его на загонную, несет персональную ответственность как наставник за получение полноценного, исчерпывающего инструктажа от бригадира и действия новичка до загона, во время загона и после загона.


Прошло еще почти три года...


Август – один из самых желанных месяцев для охотника, месяц оправданных ожиданий или, наоборот, не сбывшихся пока надежд! Открытие летне-осеннего сезона всегда праздник, несмотря ни на капризы погоды, ни на отсутствие дичи в отдельных угодьях... В текущем сезоне в столичном регионе погода выдалась дождливая, «нелетная», утка засела «в крепи», из которых подымать ее приходилось насильно. В такие минуты велико искушение приложиться к фляжке с горячительным напитком в соответствии с принципом «настроение мы создаем себе сами». И все было бы неплохо, если бы «ну, за охоту» не перерастало в безудержное возлияние и не подвергало опасности окружающих.

Августовская вечерка на крупном подмосковном озере выдалась промозглая, пасмурная, малообещающая. Мелкий моросящий дождик, скорее похожий на капельный туман, навевал уныние и тоску. Олег расставил в заливчике чучела и, вооружившись манком, призывно покрякивая, всматривался в небеса. Смеркалось, мушка была еле-еле различима и на воде, и на небе... Вдруг, как подарок за терпение и вознаграждение за талант манящего, в десяти метрах от берега, возле чучел, раздался свист крыльев и мощный всплеск. Приводнился крупный селезень. Олег медленно поднял стволы, прицелился, бесшумно снялся с предохранителя и уже потянул курок верхнего ствола на себя, как раздался дуплет. Дробь, отрекошетив от водной глади, чиркнула по плащ-палатке Олега… От неожиданности Олег вздрогнул, но, быстро сориентировавшись, поставил ружье на предохранитель и громко закричал. Метрах в ста из кустов с огромным хрустом выскочил мужик и убежал в лес. Наверное, испугался содеянного... Как выяснилось впоследствии, охотник заблаго-временно пришел в свой скрадок, замаскированный в камышах, опустошил фляжку и... задремал. Неожиданно проснулся от громкого всплеска, выстрелил на всплеск, услышал крик Олега, испугался и убежал. В этот раз беда прошла стороной... А что будет в другой?


Подытоживаю, и формулирую 4-й завет – не употреблять на охоте спиртных напитков, и 5-й – определившись с индивидуальным местом охоты, убедитесь любым доступным способом, что в округе никого нет или соседи вас увидели. Соблюдение пяти заветов обезопасит вас и ваших соратников от неожиданных неприятностей!
Итак, для того чтобы охота состоялась на «5», настоятельно рекомендую:


1 – снимать ружье с предохранителя только непосредственно перед выстрелом;
2 – при коллективной охоте, сразу после объявления старшим об окончании охоты, необходимо незамедлительно разрядить ружье, разобрать и сложить в чехол;
3 – быть ответственным за действия всех членов команды и понимать их смысл;
4 – не употреблять на охоте спиртных напитков;
5 – определившись с индивидуальным местом охоты, необходимо убедиться любым доступным способом, что в округе никого нет или соседи вас увидели.
 

Что еще почитать