Как правят законы

ОТ РЕДАКЦИИ В распоряжение редакции попали комментарии крупнейших общественных организаций к проекту ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охоты и сохранения охотничьих ресурсов», разработанному Департаментом охоты Минприроды РФ и направленному в Государственную Думу 31 декабря

2013 г. Необходимо уточнить, что указанный проект не был размещен для обсуждения на сайте МПР, зато был открыт для ознакомления на новом грандиозном сетевом ресурсе отечественной бюрократической мысли, который, впрочем, еще не очень известен среди пользователей интернета, — на Едином портале проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.


Мы предоставляем читателям самим сделать выводы о степени открытости работы профильного департамента и готовности его руководства обсуждать серьезнейшие вопросы, решение которых будет не только существенно влиять на жизнь всех охотников, независимо от уровня их доходов и социального статуса, но и может вызвать нешуточные баталии между федеральными и региональными властями по вопросам формирования региональных бюджетов за счет средств, получаемых ими от сборов за пользование объектами животного мира.
Хочется также обратить внимание на то, что Росохотрыболовсоюз, автор публикуемого письма, — это организация, которая, объединяя в своих рядах большинство активных охотников страны, по-прежнему не только не участвует в законотворческой деятельности, но и вынуждена получать проект закона от депутата Государственной Думы. Вот ведь как бывает!

Росохотрыболовсоюз рассмотрел по просьбе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.С. Валуева проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охоты и сохранения охотничьих ресурсов», которым предлагалось изменить существующую сегодня концепцию взимания платы за охотничьи ресурсы.
В публикуемом ниже письме Росохотрыболовсоюз высказал свое мнение по данному вопросу.

Депутату Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Н.С. Валуеву

Уважаемый Николай Сергеевич!
Росохотрыболовсоюз выражает Вам огромную благодарность за возможность ознакомиться с инициативой Минприроды России, так как, к великому сожалению, мы до сих пор не являемся членами Совета по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны объектов животного мира и среды их обитания, а также в области охоты при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и, естественно, не получаем от них никаких материалов.


Ознакомившись с проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охоты и сохранения охотничьих ресурсов» (письмо Минприроды России от 31.12.2013 № 15-27/26807, далее — Проект закона), сообщаем следующее.


В Проекте закона, по нашему мнению, изложено концептуальное предложение изменить существующую в стране систему платы за пользование объектами животного мира. Предлагается исключить из перечня федеральных налогов и сборов сборы за пользование объектами животного мира, ввести государственную пошлину за выдачу разрешений на право охоты.


Проект предлагает лишить бюджеты субъектов Российской Федерации прямых доходов от использования объектов животного мира (в настоящее время 100% сбора за пользование объектами животного мира подлежат зачислению в доход бюджета субъекта РФ. Государственная пошлина в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет).
Планируется, что разрешения на право охоты будут выдавать исключительно государственные органы субъектов РФ, уполномоченные в области охоты, на всю территорию субъекта, что будет являться новой, дополнительной функцией указанных органов. Разрешения на добычу охотничьих ресурсов упраздняются, для добычи так называемых лимитируемых видов вводится карточка регистрации добычи.


Проектом закона дается новое толкование понятия охоты, охота и виды охоты отделяются от добычи охотничьих животных. Разъединив понятия охоты и добычи, проект вносит неоднозначность в понимание процесса охоты, усложняет доступ граждан к изъятию охотничьих ресурсов, увеличивает расходы гражданина на реализацию своих прав, хотя из Пояснительной записки к Проекту закона следует, что предложения направлены на повышение доступности охоты.


Предложение о введении государственной пошлины на охоту в целом заслуживает внимания. Однако предлагаемый способ реализации данного предложения не увязан с действующим законодательством и практикой ведения охотничьего хозяйства. Предложение о выдаче юридически значимого документа (разрешения на право охоты) на основании охотничьего билета, который не является юридически значимым, вызывает недоумение. В то же время зачем нужен новый лишний документ? Именно охотничий билет должен являться юридически значимым документом, за выдачу которого может взиматься госпошлина (ранее она взималась ежегодно, а в охотбилет вклеивалась соответствующая марка).


Государственному органу потребуется материальное обеспечение для исполнения расширенных функций и дополнительные штатные сотрудники.
В проекте закона прослеживается направленность на создание условий по дискредитации общественных объединений охотников, осуществляющих пользование охотничьими ресурсами, иных охотпользователей в глазах граждан и государственных органов. Подтверждением сказанного является отсутствие в Проекте закона положений по законодательному обеспечению деятельности охотпользователей, связанной с выдачей путевок на охоту и направленной на соблюдение требований в области охоты: правила охоты, нормативы добычи, нормы посещаемости (пропускной способности) и пр.


Охотпользователь, соблюдая правила охоты, нормативы добычи, нормы пропускной способности, иные нормативы, для этого отказывая гражданину в реализации его права на охоту, которое им уже оплачено, вызовет неизбежные судебные разбирательства, по результатам которых охотпользователи будут проигрывать, поскольку юридических оснований для отказа не имеется. Решение охотпользователя сохранить и рационально использовать на своих охотничьих угодьях дичь не является нормативным правовым актом. Проектом устанавливается дисбаланс прав и обязанностей охотпользователя.


Происходит формирование негативного отношения к охотпользователям, что в конечном итоге будет толкать граждан на протестное браконьерство.
Росохотрыболовсоюз полагает, что данный Проект закона вводит охотников в заблуждение по вопросам доступности охоты, оторван от жизни, направлен на дискредитацию работы охотпользователей по сохранению и рациональному использованию охотничьих ресурсов при мифическом предполагаемом пополнении федерального бюджета.
В целом Проект закона, на наш взгляд, больше создает проблемы, чем их решает. Проект закона фактически переключает внимание охотников на третьестепенные проблемы в отрасли, а жизненно важные, первоочередные остаются в тени. Например, вопросы обучения и сдачи испытаний по охотминимуму (армия безграмотных в экологическом плане людей с оружием в руках продолжает увеличиваться), вопросы заключения охотхозяйственных соглашений (срок заключения охотхозяйственных соглашений на срок действия долгосрочной лицензии бессмыслен), вопросы мониторинга и учета охотничьих животных для определения лимитов и квот (мониторинг и учет совмещены, осуществление мониторинга перекладывается на плечи охотпользователей, которых заставляют нести значительные бессмысленные финансовые траты), и другое.


Снижение административных барьеров и реальное повышение доступности охоты для граждан необходимо и возможно, в том числе через институт государственной пошлины на охоту. Однако, по нашему мнению, данный вопрос в настоящее время является преждевременным и требует углубленного изучения, в том числе с участием профильных научных учреждений, широкой охотничьей общественности и представителей хозяйствующих субъектов.

С уважением, президент
Росохотрыболовсоюза Т.С. Арамилева